Важным этапом развития является также обучение ребенка понимать и различать голоса, шаги. В результате эмоциональный фон малыша крепнет, расширяется, появляется привязанность к близким людям.
В основе обучения должны лежать терпение и понимание, последовательное, поэтапное движение вперед к познанию мира. В процессе ребенок должен научиться ориентироваться по своим сохраненным чувствам, правильно говорить и понимать окружающих его людей.
Начало обучения основывается на нескольких приемах.
-
- Ребенок кладет свои руки в руки мамы, которая начинает производить пассивные действия.
- Мама сама берет малыша за руки и осуществляет совместные действия.
- Малыш самостоятельно пробует выполнить какое-нибудь действие. В случае неудачи мама может помочь.
Принципы обучения своего ребенка.
-
- Помощь должна дозироваться.
- Нельзя лишать малыша инициативы и расти от самостоятельно проделанной работы.
- Спешка и раздражение не должны иметь места на занятиях.
- У малыша и педагога должно быть хорошее настроение.
- Уроки должны проходить интересно и увлекательно.
- Частые поощрения словами и жестами, прикосновениями придадут малышу уверенности в себе.
Частая смена обстановки в детской комнате может вызвать дезориентацию малыша, что приведет к снижению самооценки и регрессу обучения. Повышенная стеснительность или назойливость малыша должны быть преодолены для успешного воспитания.
Для психомоторики детей с дефектами зрения характерны следующие особенности:
-
- недостаточная двигательная активность,
- медлительность.
Данные особенности находят оражение в постоянных раскачиваниях и надавливании на глазные яблоки.
Замедленные навыки самообслуживания формируются в результате надопеки и в результате задержки развития моторики и пространственных представлений.
Особенности психической деятельности слепых детей:
-
- вязкость,
- склонность к детализации,
- замедленность и повышенная истощаемость,
- инертность психических процессов,
- хорошо развитая вербальная память,
- своеобразный парциальный инфантилизм,
- боязнь всего нового,
- повышенная привязанность к матери,
- склонность к одиночеству, неврозам,
Особенности психического состояния слепых детей:
-
- пассивность,
- слабая адаптация,
- несформированность компенсаторных процессов,
- неуверенность и отсутствие собственного мнения,
- в некоторых случаях наблюдается эмоциональная лабильность и податливость на уговоры.
Одним из важнейших факторов успешного воспитания и обучения слепого ребенка является достаточное развитие его эмоциональной сферы, которое имеет прямое влияние на поведенческие реакции и формирование регуляторной речевой функции..