Воспитание и обучение слепых детей

Воспитание и обучение слепых детей

Важным этапом развития является также обучение ребенка понимать и различать голоса, шаги. В результате эмоциональный фон малыша крепнет, расширяется, появляется привязанность к близким людям.

В основе обучения должны лежать терпение и понимание, последовательное, поэтапное движение вперед к познанию мира. В процессе ребенок должен научиться ориентироваться по своим сохраненным чувствам, правильно говорить и понимать окружающих его людей.


Начало обучения основывается на нескольких приемах.

    1. Ребенок кладет свои руки в руки мамы, которая начинает производить пассивные действия.
    2. Мама сама берет малыша за руки и осуществляет совместные действия.
    3. Малыш самостоятельно пробует выполнить какое-нибудь действие. В случае неудачи мама может помочь.

Принципы обучения своего ребенка.

    1. Помощь должна дозироваться.
    2. Нельзя лишать малыша инициативы и расти от самостоятельно проделанной работы.
    3. Спешка и раздражение не должны иметь места на занятиях.
    4. У малыша и педагога должно быть хорошее настроение.
    5. Уроки должны проходить интересно и увлекательно.
    6. Частые поощрения словами и жестами, прикосновениями придадут малышу уверенности в себе.

    Частая смена обстановки в детской комнате может вызвать дезориентацию малыша, что приведет к снижению самооценки и регрессу обучения. Повышенная стеснительность или назойливость малыша должны быть преодолены для успешного воспитания.

Для психомоторики детей с дефектами зрения характерны следующие особенности:

    • недостаточная двигательная активность,
    • медлительность.

    Данные особенности находят оражение в постоянных раскачиваниях и надавливании на глазные яблоки.

    Замедленные навыки самообслуживания формируются в результате надопеки и в результате задержки развития моторики и пространственных представлений.

Особенности психической деятельности слепых детей:

    • вязкость,
    • склонность к детализации,
    • замедленность и повышенная истощаемость,
    • инертность психических процессов,
    • хорошо развитая вербальная память,
    • своеобразный парциальный инфантилизм,
    • боязнь всего нового,
    • повышенная привязанность к матери,
    • склонность к одиночеству, неврозам,
    недостаточность функций, которые связаны со зрительным анализатором

Особенности психического состояния слепых детей:

    • пассивность,
    • слабая адаптация,
    • несформированность компенсаторных процессов,
    • неуверенность и отсутствие собственного мнения,
    • в некоторых случаях наблюдается эмоциональная лабильность и податливость на уговоры.

    Одним из важнейших факторов успешного воспитания и обучения слепого ребенка является достаточное развитие его эмоциональной сферы, которое имеет прямое влияние на поведенческие реакции и формирование регуляторной речевой функции..


Возврат к списку