Развитие человеческого общества никогда не происходит равномерно. Часто стремительный прогресс в одной из областей деятельности, сопровождается недостаточным развитием в других сферах, в частности это касается проблемы образования. Именно на этом аспекте делает акцент автор книги «Образование против таланта» Кен Робинсон, указывая, что доминирующая составляющая образовательного процесса, к которой относятся научные и технические дисциплины, оказывает подавляющее влияние на развитие творческого потенциала.
Так ли необходимо творческое образование?
В последнее время в мировой экономике появился огромный сектор, называемый творческой индустрией, в основе которой лежит именно творческий потенциал. Сюда относятся такие виды деятельности, как:
· Искусство.
· Дизайн.
· Мода.
· Музыка.
· Театр и кино.
· Издательский бизнес (с преобладанием цифровых технологий).
Этот список более обширен и он будет еще большим, если заняться перечислением востребованных специальностей, в которых испытывает острую необходимость сектор интеллектуальной собственности. Так, существование киноиндустрии и телевидения в том числе невозможно без привлечения таких специалистов, как актеры, режиссеры, операторы, свето- и звукотехники, гримеры, модельеры и пр.
«Подводные камни» современного образования
Не углубляясь в экономические и политические факторы, в целом можно с уверенностью констатировать, что методология современного образовательного процесса себя изжила. Не пора ли обратить взор в прошлое, чтобы взять все лучшее из практики начального образования, что было в отношении творческого и интеллектуального развития личности?
Уже на этапе начального образования нужно выявлять у учеников творческие способности, и, кроме того, стимулировать их максимальное развитие. Хуже ребенку от этого не будет, но зато значительно облегчится выбор будущей профессии. Если ребенок проявляет знания в области химии и биологии, то с большей долей уверенности можно прогнозировать, что он станет хорошим врачом. Хуже, если станет сантехником человек с талантом скрипача-виртуоза!
Действовать нужно немедленно, но осторожно
Усовершенствование начального образования в плане целенаправленного творческого развития личности – вопрос риторический. Поэтому пока остается полагаться только на себя (это касается родителей), чтобы как можно скорее выявить у ребенка таланты, а также дать толчок к дальнейшему их развитию. Но здесь важно не переусердствовать, ведь это может дать противоположный эффект. Недопустимо навязывать ребенку свое мнение: инициатива должна исходить именно от «носителя дара».
Творческая незаурядность родителей – большой плюс в процессе интеллектуального развития ребенка. Совместное посещение музеев, театра, тематических экскурсий - все это способствует формированию мировоззрения вашего ребенка. Различные кружки (театральный, хореография, вокал и пр.) могут в дальнейшем оказать значимое влияние на развитие творческой личности. Вероятно, ребенок изъявит желание продолжать учебу в музыкальной школе, театральной или хореографической студии, школе изобразительных искусств и пр. И это станет его решением.