Самореализация учащихся

Понятие самореализации

Современный мир все чаще акцентирует внимание на индивидуальных качествах личности, на ее персональных способностях и личных достижениях. Поэтому очень важно, чтобы в процессе воспитания и образования у ребенка выработались такие качества, как грамотное целеполагание, планирование и прогнозирование собственного поведения. Именно эти личностные характеристики предопределяют самореализацию.

Понятие самореализации

Учебный процесс должен научить детей анализировать собственную деятельность, оценивать негативные стороны и испытывать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, в личностном росте, который достигается за счет активной направленной деятельности.

Самореализация учащегося – это сугубо индивидуальный процесс, который зарождается внутри личности и исходит вовне. Её причиной является внутреннее стремление к идеалу, а формой выражения – активные действия в направлении этого идеала, то есть активное взаимодействие учащегося с внешним миром. В процессе этого взаимодействия раскрываются способности учащегося в переходе от воспроизведения и подражания к самостоятельному творчеству.

Как обеспечить самореализацию у школьников

Обеспечение самореализации учащихся – одна из приоритетных педагогических задач, закрепленная в Концепции модернизации российского образования. Чаще всего эту задачу стремятся решить в школе тривиальным путем, используя авторитарный стиль общения с учащимися и неактуальные способы обучения. Эта модель практически не оставляет учащимся свободы для творческого самовыражения.

Самореализация учащихся зависит от их способностей к самопознанию и самоопределению, их самооценки, умению организовать себя, самоутвердиться. Регуляция этих процессов происходит внутри личности. Педагог обязан создавать необходимые условия, которые породят адекватную внутреннюю реакцию и сформируют жизнеспособные жизненные установки.

Для того чтобы у учащегося возникло желание самореализоваться, то есть выразить свой творческий потенциал, необходимы комфортные условия, которые снимают страх перед новым начинанием и возможной неудачей, наполняют деятельность смыслом, позволяют ученику осознать значимость процесса развития.

Самореализация присутствует в той или иной степени у каждой личности, но только у немногих этот процесс становится эффективным. Самореализация определяется творческой деятельностью, например на различных курсах. Необходимостью создавать собственные методы решения задач, воплощать личные замыслы, нести ответственность за результат, анализировать ошибки и разрабатывать более успешные сценарии.   


Возврат к списку