Для того чтобы человек с удовольствием что-то делал, необходима его заинтересованность и собственная мотивация. Так и в обучении: чтобы ребенок учился с радостью, проявлял повышенный интерес к познавательной деятельности и в дальнейшем самостоятельно учился (без постоянных напоминаний родителей и учителей), нужно стимулировать его к учебе. И начинать надо с самого младшего возраста, то есть еще в детском саду. Именно поэтому методы стимулирования и мотивации детей – это большой раздел педагогики, без которого просто невозможно успешное обучение детей.
Многие не знают: есть ли разница между понятиями «мотив» и «стимул»? Да, есть! Стимулирование – это метод, который направлен на возникновение желания и интереса к обучению. А мотивация – это когда ребенок сам проявляет заинтересованность к познаниям, старается нести ответственность за свою учебу.
Конечно, методы стимулирования дошкольников и школьников отличаются друг от друга в силу возрастных потребностей.
Методы стимулирования дошкольников
1. «Игра». В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Поэтому без нее обучение будет просто нулевое, то есть неинтересное для ребенка.
Различные игровые моменты должны присутствовать на протяжении всего занятия. Например, дети изучают домашних животных. Следует не просто объяснять особенности коров и лошадей, но еще и переодеть детей в домашних животных и поиграть в игру «Ферма». Такая имитация будет интересна детям, что естественно повысит их мотивацию к дальнейшему изучению этой темы.
2. «Наглядности». Словесное объяснение тематического материала будет детям скучна и непонятна. Поэтому наглядное подкрепление – это почти всегда успех! Цветные, красочные картины, рисунки, плакаты только стимулируют деток к обучению.
3. «Поощрение». Дошкольники – это, по сути, еще маленькие детки, которые только познают мир. Поэтому похвала – это очень важно! Но хвалить ребенка нужно заслуженно, а не по каждому поводу и без повода. Например, в качестве похвалы конце занятий раздайте детям флажочки, фишки или какие-нибудь интересные карточки.
4. «Экскурсии». Дошкольники довольно подвижны, поэтому познавательные занятия можно проводить на свежем воздухе, в виде небольшой экскурсии в мир природы. Здесь детки могут и послушать воспитателя и немного подвигаться. Например, тема «Зима». Во время прогулки-экскурсии можно рассмотреть снежинки, потрогать снег, обсудить температуру, поиграть в снежки и т.д. Как вы думайте, детям будет интересно?
Методы стимулирования школьников
1. «Метод похвалы и наказания». Учитель должен адекватно оценивать работу ученика. Если школьник старается, то его мотивацию можно поднять положительной оценкой. Заслуженная отрицательная отметка также поднимет стимул к изучению материала.
2. «Метод наглядности». Подразумевает применение учителем наглядностей с использованием технического оборудования (видео, аудио).
3. «Метод новизны». Если тема одна и та же на протяжении нескольких уроков, используйте каждый раз при объяснении новые факты.
4. «Метод исследований». Школьникам очень интересно проводить опыты, эксперименты. Уроки химии, физики, биологии, географии без этих видов деятельности просто никуда не годятся!
5. «Экскурсии, походы».
6. «Метод поиска решений». Самостоятельное изучение какой-либо темы также стимулирует ребенка к обучению. Например, задание «Изучить поведение кошки». Ребенок на основе своих наблюдений и записей может с радостью поведать всему классу об особенностях «домашнего тигра».
Учителю или воспитателю легко определить эффективность используемых методов стимулирования: ребенок проявляет самостоятельный интерес к знаниям, его оценки становятся лучше и на занятиях он активно работает с большим удовольствием!