Среди разнообразия методов обучения и воспитания дошкольников и школьников можно выделить метод игры, игровых ситуаций. Конечно, преимущества этому методу отдаются в основном в процессе обучения дошкольников, так как на этом возрастном этапе игра – главный вид деятельности детей. Но игра все же должна присутствовать и на занятиях младших школьников, а иногда и у школьников старших классов. Там игра должна больше выступать в форме соревнований.
Метод обучения – это способ донесения ученику необходимой информации. Но он невозможен без приемов и средств. Поэтому правильнее будет говорить не игровые методы, а игровые приемы.
Учимся играя
К игровым приемам можно отнести дидактические игры. Они несут определенную цель при обучении. Например, настольные игры типа «Лото» несут конкретную задачу.
Помимо дидактических игр, можно выделить игры на освоение новой темы. После занятий на определенную тематику можно провести игру. Например, тема «Овощи». Разделите детей на две команды и поочередно задавайте вопросы по этой теме. Какая команда больше даст правильных ответов, та и победит.
Игровые моменты можно использовать на закрепление пройденного материала. Здесь учитель сможет оценить степень освоения изученной ранее темы. Например, игра «Придумай человечка». После изучения алфавита в первом классе можно дать задание нарисовать или сделать аппликацию из букв русского или английского алфавита. Чей вариант будет наиболее интересен и необычен, тот и попадет на доску почета.
Метод загадок – это еще один своеобразный игровой прием. Здесь можно самому учителю задавать детям загадки на определенную тематику, а также можно дать задание составить загадки самостоятельно.
Примеряем роли: готовим сценки и представления
Уроки-драматизации можно смело отнести к игровым методам. Например, после прохождения материала на тему «Лондон» по английскому языку, можно приготовить целое представление, используя декорации и костюмы.
Сценки – это игровой прием, который развивает диалоговую речь ребенка, повышает его интерес к изучению материала и улучшает процесс запоминания. Такой прием часто используется на уроках английского и родного языков.
Игровые методы невозможны без применения различных средств и оборудования. Необходимо использовать наглядности в виде плакатов, картин, рисунков. На занятиях можно применять видео- и аудиозаписи.
Необходимо помнить, что игровые методы направлены на повышение мотивации к обучению. Для дошкольников игра – это основной вид познавательной деятельности, а для школьников применение игровых методов должно быть строго дозировано!