Личностные качества педагога

Настоящий педагогЛюбой настоящий педагог, независимо от того, при каком социальном строе он работает, в условиях города или села, какие дисциплины преподаёт, должен соответствовать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще, как к носителю профессии. Следует подчеркнуть необходимость таких качеств, как: умение делать учебный материал доступным, содержательность и яркость речи, её убедительность, способность связать учебный предмет с жизнью. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию. Не следует умалять в настоящее время и значение такого понятия как «педагогический такт», в проявлении которого выражается общая культура педагога, высокий профессионализм его деятельности и направленности. 

Каждый учитель должен уметь «научить своих учеников». Есть гениальные учёные, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Кроме того, педагогические способности, необходимые для профессора, читающего курс студентам и для того же учёного – руководителя лаборатории несколько отличаются. 

Требования второго уровня предъявляются к педагогу вне зависимости от учебного предмета, который он преподаёт – его личностная готовность к педагогической деятельности. Это предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убеждённость человека, социально-значимую направленность личности, а так же наличие потребности общения, передачи опыта. Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, а так же родственных предметов в широком образовании, потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходится иметь дело. Второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте. Второе включает и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Российский педагог и психолог П.Ф. Каптерев в своё время отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя, такие как: объективность, чуткость (особенно к слабым ученикам), стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. В педагогической психологии подчёркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции в обществе, а так же анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии. Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Степень развитости личности педагога влияет на его отношение к ученикам, помогает правильно оценить способности и возможности каждого из учащихся. В соответствии с этим педагог может скорректировать поведение ученика, помочь ему осознать сильные стороны своего характера и указать на слабые. А так же указать на методы борьбы с ними. 

Учителю во все времена необходимо постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием. Он должен развиваться не только умственно, но и духовно, нравственно, должен быть современным и прогрессивным, только тогда он сможет с успехом формировать у подрастающего поколения ценностные отношения, высокое самосознание нравственных чувств, способность овладения опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Обыденные суждения о личностной готовности педагога к профессиональной работе отличаются удивительным единодушием: всем известно, каким должен быть педагог, все без сомнения принимают некоторый укрепившийся образ педагога-профессионала. В том случае, если конкретный учитель не соответствует данному трафарету, такое несоответствие настораживает, порождает недоверие, даже враждебность и опасение, как бы это не сказалось дурно на воспитании детей. Но очень редко задаются вопросом обоснованности общераспространенных представлений о личностных качествах педагога. Профессионально-личностные качества педагога — это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат его деятельности. При всей их бесконечности и индивидуальной неповторимости, основываясь на потенциальном ценностном отношении к Человеку как таковому, они представляют собою вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения. Эти ценностные отношения, выступая, то как средство, то как условие признания Человека наивысшей ценностью, составляют картину общей принципиальной готовности педагога к профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры.


Возврат к списку