Нужды потребителей в услугах высшего образования

 Нужды потребителей в услугах высшего образования
Эффективное развитие высших учебных заведений обусловлено удовлетворением потребностей потребителей образовательных услуг, исходя из количественного и качественного оценивания их величины потребности по направлениям подготовки, специальностям, количеством лицензированных мест. Приоритетом развития вуза должно стать максимальное удовлетворение потребностей потребителей в образовательных услугах.

В становлении постиндустриального общества именно образование играет ведущую роль в развитии экономических систем разных стран.
В условиях рыночной экономики образовательные услуги поступают в сферу потребления посредством обмена и является одним из конкретных типов продуктов, предлагаемых на рынке. Специфика рынка образовательных услуг определяется сочетанием в характеристике основных категорий рынка (спрос и предложение, составляющие и факторы рыночной ситуации, тип рыночной конкуренции и т.п.) с уникальными, присущими только ему инфраструктурными и институциональными категориями и феноменами.

Функционирование системы образования невозможно без согласования с потребностями и интересами развития государства и общества в целом. Поскольку образование относится к сфере социальных услуг, то определяющую роль в сфере услуг играет человеческий фактор.
Детальное изучение и анализ их влияния позволят выявить причины формирования индивидуальных потребностей у потребителей. На формирование потребностей в образовательных услугах влияют следующие факторы: демографические, экономическая среда, природные, технологические, политические, социальные, культурные, правовые, психологические, а также факторы индивидуальной потребности и относительной вероятности.

По мнению Кейнса потребности абсолютные – мы их чувствуем независимо от того, к чему стремятся другие люди и относительные – те, которые мы испытываем лишь тогда, когда их удовлетворения преподносит нам над другими людьми.

Факторы экономического развития вуза разделяются на макроэкономические и микроэкономические. К макроэкономическим факторам отнесены: финансовые (состояние инвестирования, бюджетное финансирование) нормативно-правовые (законодательное регулирование деятельности вуза, налогообложения); социально-экономические уровень экономического развития страны, демографическая ситуация; рыночные (запросы рынка труда, состояние рынка образовательных услуг). К микроэкономическим относятся: финансово-экономические, производственные, социальные, маркетинг, инновационные.

В значительной степени развитие сферы образовательных услуг зависит от оптимальных финансовых ресурсов, правовых основ, информационного и научного обеспечения.
Высшее образование активно влияет на развитие всей системы образования через совершенствование педагогического образования, разработку интегрированных учебных программ и соответствующих интерактивных методов и новейших технологий обучения.

На подготовку специалиста влияют четыре группы факторов:


- экономические условия, определяющие уровень заказ на специалиста и базу его реализации (потенциал общества, состояние экономики, темпы ее развития, отраслевая структура, материально-техническая база практик, аудиторное обучение и т.п.);
- социальные условия, формирующие контингент студентов и определяющие мотивацию образования;
- состояние обучения и воспитания, определяющие и формирующие готовность и способность абитуриента к обучению в вузе (семейное, дошкольное, школьное, среднее специальное обучение)
- научно-технический прогресс в сфере высшего образования, обеспечивает рост эффективности и качества подготовки специалистов.

Основным фактором, определяющим величину спроса, является емкость рынка образовательных услуг. Состояние рынка прежде всего зависит от демографической ситуации в стране или конкретном регионе, ведь потенциальными потребителями образовательных услуг в вузах есть молодые люди, имеющие полное и неполное базовое среднее образование.

Анализируя вышеизложенное, приводим классификацию факторов влияния на формирование потребностей образовательных услуг университетов: ограничительные (стимулирующие) факторы; определяющие факторы; факторы, характеризующие процесс предоставления образовательных услуг; дополняющие факторы; личностные факторы.

К факторам, ограничивающим формирование потребностей образовательных услуг вузов, можно отнести: высокий конкурс на специальности; высокая цена обучения; независимое внешнее оценивание, ограниченное количество государственного заказа; низкий уровень доходов потребителей образовательных услуг.
В зависимости от обстоятельств вышеперечисленные факторы могут быть и стимулирующими: низкий конкурс на специальности институтов; умеренная цена обучения; высокие результаты независимого внешнего оценивания; наличие государственных мест.

К определяющим факторам можно отнести: демографические факторы; форму собственности университета; форму обучения; лицензированный объем набора; уровень аккредитации вуза; количество аккредитованных специальностей; престижность специальностей; уровень развития региона; связи вузов с потребителями рынка труда и местными органами власти.
К факторам, характеризующим процесс предоставления образовательных услуг, относим технологии обучения, уровень профессорско-преподавательского состава, качество предоставления образовательных услуг, уровень материально-технической базы вузов.

Дополняющими факторами влияния на формирование потребностей образовательных услуг вузов является законодательное урегулирование деятельности вуза; маркетинговые услуги (конкурентоспособность образовательных услуг вузов; конкурентные преимущества перед другими участниками рынка; спрос на образовательные услуги, имидж вуза); нормативные факторы; внутренняя система контроля качества предоставления образовательных услуг; международное сотрудничество с зарубежными вузами; удобный график обучения; влияние родителей и плательщиков образовательных услуг; формирование потребности под давлением общественного мнения; внедрение инноваций в учебный процесс.

К личностным факторам влияния отнесем способности потребителя образовательных услуг, желание самореализации потребителя образовательных услуг, его самосовершенствование, стремление к знаниям, карьеризм.

Возврат к списку