Сейчас каждый второй школьник занимается с репетитором, и зачастую эти уроки представляют собой то же самое прохождение учебной программы. Конечно, закрывание так называемых «дыр» в пройденном материале очень важно, однако не чувствуете ли вы, что что-то упускаете? У ребенка может возникнуть стойкое неприятие к самому процессу обучения, если с раннего детства «пичкать» его только школьными задачами. На своем опыте я хотела бы рассказать, что включает в себя такой обширный сегмент как олимпиадная математика, и нужен ли он вообще?
Интересные направления.
Олимпиадные задачи – понятие гораздо более широкое, чем может представить себе обыватель, каждый сможет найти для себя что-то интересное. Существует множество тем задач и необычных методов их решения, причем для каждой задачи можно придумать свой подход, разгадать ее как головоломку. Интересно, не правда ли? Именно олимпиадная математика лучше, чем что-либо еще, учит отказываться от шаблонов и каждый раз критически оценивать то, что видишь.
Порой интересные задачи просто поражают своим разнообразием. Чего только стоит такое направление, как комбинаторика, где каждая задача отличается от предыдущей, и для каждой находится новое, нестандартное решение! Подсчет числа способов, перестановок и сочетаний в теории кажется сухим, но стоит добавить в условие Незнайку с Пилюлькиным или людоеда со вскрытием замков, то задача сразу засияет новыми красками, и ребенок точно ее оценит.
Олимпиады в Москве
Для школьников постарше будут интересны задачи на индукцию – на переход от частного к общему. При применении этого метода доказывается база индукции для каких-то малых значений, и переход, то есть если какое-то утверждение выполняется для К, то оно будет верно и для К+1 – таким образом можно доказать какую-либо теорему для всех натуральных чисел. Для сравнения приведу пример с домино – если мы толкнем первую деталь, то падая, она задевает следующую. Если К-ая доминошка упала, то, падая, она толкает (К+1)-ую. Значит, будет достаточно толкнуть первую, чтобы лежали все. Лично мне всегда были интересны софизмы из этой области – доказательства с ошибками, которые надо найти, чтобы его разгадать. Подобные задачи учат ребенка внимательности и выстраиванию правильных логических цепочек.
На самом деле направлений гораздо больше. Моими фаворитами на протяжении многих лет остаются логические задачи, графы (представление предметов, фигурирующих в задаче как совокупность вершин и ребер – точек и прямых, соединяющих их в пространстве), и, несомненно, теория чисел.
Так возможно ли заниматься самостоятельно? И как сделать это в домашних условиях?
Теперь, когда плюсы олимпиадной математики неоспоримы, встает вопрос – а возможно ли заниматься самостоятельно? Или необходимо обязательно посещать кружки и брать уроки у преподавателя? Я считаю, что вполне реально практиковаться дома. Помогите в этом своему ребенку – купите, либо скачайте из интернета учебную литературу. В сети есть огромное количество архивов задач за последние года с решениями, а для теории и понимания методов не помешает посмотреть видео-лекции.
Какие возможности даст в будущем?
Как бы странно это не звучало, сейчас поступить в высшее учебное заведение по олимпиадам гораздо проще, чем по Единому Государственному Экзамену. Призерство олимпиады даже второго уровня дает неплохие льготы: чаще всего это 100 баллов за ЕГЭ, либо отсутствие Дополнительных Вступительных Испытаний. Основное преимущество их перед ЕГЭ – в течение всего выпускного класса есть возможность принять участие в десятках подобных мероприятий, ЕГЭ же написать можно только один раз за год, и каждый потерянный бал может стоить бюджетного места в вузе.
Если вы ранее не сталкивались с олимпиадной математикой, либо считали ее слишком сухой, то надеюсь, что данная статья убедит вас передумать. Помните, что решение задач – это, прежде всего, творчество. И, как любое творчество, оно способно привить ребенку усидчивость, заинтересованность, способность мыслить нестандартно, и даст ему широкий выбор для специализации в будущем.