Многие родители будущих первоклассников задумываются о том, как подготовить ребенка к школе. Вопрос не праздный, и волнует не только родителей, но и учителей. Почему учителей? Потому что в первый класс приходят дети из разных семей – разного достатка, социального статуса, разного отношения к школе.
Одни родителя стремятся целиком переложить на школу все воспитательные и образовательные функции, другие, напротив, стремятся контролировать учебный процесс на всех стадиях, вплоть до тематического планирования. Учителя приходится работать и с учащимися и с их родителями, до той поры, пока, наконец, не сформируется единое понимание образовательной цели.
И главная проблема, с которой сталкивается учитель первоклассников – это разный уровень подготовки детей, кто-то уже бегло читает, кто-то едва знает буквы. Многие родителя ставят во главу угла при подготовке к школе именно обучение чтению, и начинают показывать малышам буквы, едва ли не с колыбели, тем самым совершая большую ошибку. Главное не научить читать, научить любить читать, а это большая разница. Педагогическая практика показывает, что если малышу читают книги и ему это интересно, то ребенок может научиться читать самостоятельно.
Наверное поэтому государственные ВУЗы Москвы, обучающие педагогов, придают такое большое значение возрастной психологии как науке. Как сказал Марк Твен, лошадь можно тысячу раз подвести к реке, но ни разу нельзя заставить пить из нее. Так и с чтением – если ребенок не испытывает интереса к чтению, то читать он не будет, или будет прочитывать заданные страницы, не получая никакого удовольствия.
Поэтому ведущие педагоги не настаивают на том, чтобы ребенок шел в школу читающим. В конце, концов, читать научат всех – не умеющих читать у нас в стране, практически, нет. Родителям рекомендуется заострить внимание на интеллектуальном и физическом развитии ребенка. Кроме того, ни в коем случае нельзя начинать учить ребенка писать, тем более письменные буквы.
Для развития мелкой моторики и твердости пальцев лучше всего подходят занятия рисованием. Ребенку можно предложить обводить клеточки в тетрадке по математике, рисовать домики, заборы по клеточкам – этого вполне достаточно, чтобы поставить руку для последующего обучения письму. И главное, о чем не устают твердить педагоги – необходимо прививать любовь ребенка к книге – ни к чтению, а именно к книге, потому что тот, кто любит книгу, полюбит и чтение.