Министерство образования озаботилось проблемой бюрократической нагрузки на рядовых учителей. По мнению чиновников, преподаватели в общеобразовательных школах тратят очень много на работу с бумажками. Отчётность занимает слишком много времени. А учителя должны тратить своё время на свою непосредственную обязанность – обучение детей. Учителя, кроме уроков, должны проверять домашние задания, готовится к следующему учебному дню, и общаться с детьми в воспитательных целях. Заставляя педагогов заниматься заполнение бюрократических бланков, образовательная система отнимает у учеников часы общения с преподавателем. Поэтому необходимо уменьшить бумажную нагрузку, и дать учителям непосредственно заниматься образованием детей.
Возможные методы уменьшения бумажной работы
Самое первое, что приходит на ум, это сокращения различных проверок и отчётностей. Но в сложившейся бюрократической системе, невозможно отменить один документ, ведь на него ссылается ряд других. Поэтому придётся пересматривать всю образовательную систему в целом. В короткий срок это невозможно, а в длительной перспективе никто не будет этим заниматься. Поэтому варианты сокращения бюрократии в целом, без системной реформы даже нечего рассматривать. Все эти проекты обречены на провал. Невозможность убрать из механизма одну деталь, и надеяться, что машина продолжит функционировать правильно.
Другой вариант – это нанять в школы дополнительный персонал, который будет выполнять за учителей их бюрократическую работу. Но в условиях кризиса, у государства нет денег на дополнительный персонал, а снижать зарплату действующим сотрудникам школы нельзя. Поэтому дополнительный административный штат набираться не будет.
Остается один единственный вариант: переложить с учителей обязанности на директоров и завучей. В принципе, именно эти люди и должны заниматься бюрократической волокитой. Но директора, на то и директора, чтобы не заниматься рутинной работой, а заучи, очень часто, сами ведут уроки, ради дополнительного заработка. Решить данную проблему можно путём перераспределения обязанностей в их исходную форму: учителя ведут уроки, а заучи занимаются бумажной работой. Но тогда необходимо скорректировать зарплаты административного состава, чтобы им не приходилось брать учебные часы, для повышения своего дохода до приемлемого уровня. Но чтобы был смысл платить большие деньги, необходимо контролировать профессиональную пригодность завучей, и увольнять тех. Кто занимает свою должность необоснованно. Тогда каждый специалист окажется на своём месте, и будет достойно вознаграждён.