Правительство утвердило положение о подготовки ежегодного доклада по образованию. В нём будет отчёт по реализации государственных образовательных программ, планы на следующий год. Таким образом, министерство будет отчитываться перед Федеральным Собранием за деятельность в прошедшем году. В докладе будет отчётность о потраченных средствах и достигнутых результатах. Большое место в докладе займёт отчёт по реализации проекта 5-100, суть которого в улучшении крупнейших ВУЗов Москвы и всей России своих позиций в международных рейтингах ВУЗов.
Нужен ли такой ежегодный доклад
Безусловно, любая отчётность – это хорошо. Особенно полезный доклад будет, если он станет публичным и будет содержать не только идеологические фразы, но и реальные цифры и данные для сравнения. В нём должна быть конкретика по каждой потраченной копейки на развитие образования и эффективность её использовании. Главное, чтобы доклад не превратился в фарс, в котором всё будет хорошо, и не будут указываться даже явные проблемы.
Необходимые меры контроля
Доклад должен содержать правдивую информацию о деятельности ВУЗов Москвы. Если в докладе не будет отмечено нарушений в реализации программы, а счётная палата в последующем найдёт эти нарушения, то кто-то должен будет нести ответственность за сокрытие фактов. Станет ли ежегодный доклад по образованию перед Федеральным Собранием именно таким, чтобы гарантировать отчётность покажет лишь время. А нам остаётся надеяться, что чёрные дыры в бюджетах ведущих ВУЗов исчезнут, и средства наконец-то дойдут до конечных профессоров и помогут им заниматься наукой.
Развитие отечественного образования
Но как министерство сможет контролировать расход средств на территории всей страны без создания специального контролирующего органа? Если в докладе будет общая популистская информация, которая и сейчас имеет в свободном доступе, то такой ежегодный доклад превратится в очередной фарс, который не будет интересен ни министерству, ни Федеральному Собранию. Наше образование должно развиваться и переходить на само обеспечение занимаясь дополнительным образованием и сотрудничая с бизнесом. При этом учебные заведения должны не превращаться в торговые центры, где бизнес будет зарабатывать, а должны становиться партнёрами и заниматься бизнесом вне учебных стен.