В педагогике есть несколько спорных моментов, которые нормируют отношения учителя и ученика. Каждый педагог сам решает, какую модель поведения ему выбрать и от этого будет зависеть будущее учеников. При этом для разных учащихся разный подход будет демонстрировать различную эффективность.
Принимать ребёнка таким, какой он есть
Суть этого тезиса в свободном развитии личности ребёнка. Учитель не должен давить и заставлять ребёнка учиться, а доложен создать условия, при которых школьник сам захочет получать знания. Бывает, что ученик демонстрирует грубое и хулиганское поведение, но делает это из-за нехватки внимания. Таким образом, учителю достаточно уделить внимание ученику, а не пытаться исправить хулиганские наклонности и неприемлемое поведение. А в будущем объяснить, что для привлечения внимания есть более эффективные способы, чем плохое поведение.
Но другие педагоги считают, что школа - это пресс, который должен формировать готовых членов общества, отсекая лишние черты характера и поведения. Наказывая ученика за хулиганство, учитель стараются закрепить нормы поведения в обществе у школьника в сознании. Таким образом, школы Москвы должны формировать будущих воспитанных членов общества.
Уважать мнения ученика
В первую очередь следует разделить понятие мнение и заблуждение. Ели ученик считает, что два плюс два будет пять, то это заблуждение, на которое следует ему казать, найти её причину и исправить. Но есть ряд предметов, которые допускают вариативность оценки своего содержания, например литература. Ученик может не любить поэзию Пушкина, но читать современных поэтов. И это мнение, и его выбор следует уважать. Даже если вам кажется, что это связано с отсутствием вкуса. Попробуйте ему продемонстрировать преимущества вашего выбора поэзии, и если оно будет неоспоримым, то ученик сам изменит своей мнение, без давления учителя.
Нельзя научить, ученик можно только научиться сам
Основа это утверждения в том, что учитель должен создать благоприятную среду, в которой школьники сами будут тянуться к знаниям. Ребёнок должен быть заинтересован и втянут в процесс учёбы и получения знания. Тогда и предметы будут даваться ему легко и без особых усилий. Если ученик выбирает вместо учёбы что-то другое, значит, его неправильно мотивировали.
Но на практике часто случается, что попытки учителя безрезультатны. У детей есть компьютеры, хобби и общение, которые они ставят выше получения знаний. Что же тогда делать педагогу? Учитель должен выполнять свой профессиональный долг, независимо от желания ребёнка, который не осознаёт всю важность обучения.
Давление и убеждение ученика
Если создаётся атмосфера, в которой ребёнку интересно получать знания, то у него с учителем выстраиваются доверительные отношения. Даже если ребёнок не хочут что-то учить, то педагог может убедить его в полезности изучаемого. Но для этого нужны хорошие отношения и понимание ребёнка.
Вся школа состоит из давления, давление на директора из министерства, давление директора на учителя, давление родителей на учителя, почему же учитель не может давать на нерадивого ученика и заставлять его учиться? Ведь от нежелания учиться ребёнка пострадает и учитель и ребёнок сам.