В школах Москвы уроки литературы должны развивать учащихся. Для этого требуется специальных подход учителя к ведению занятий. Урок должен быть личностно ориентирован на учащихся, что бы они могли развиваться и познавать мир, созидая свой кругозор. Русский язык и литература многогранна и глубока, и несёт в себя огромное количество развивающей и воспитывающей информации.
Ступени развития школьников на уроках литературы
Первая ступень в развитии школьников – это грамотное и выразительное чтение. Тут не важна скорость чтения, главное понимать написанное, включая эмоциональные окраски, которыми так богата отечественная литература. Умение правильно понимать эмоциональную окраску вызовет у учащихся интерес к чтению, так как произведение станет ярче и интереснее для них. Понимание эмоционального состояния героя поможет школьникам лучше понять мотивы его поступков и облегчит восприятие произведения. Овладевших этой техникой, уже можно начинать учить читать быстро, но так, что бы они не теряли выразительность, переходя на быстрое чтение.
Следующая ступень работы с детьми – это расширение лексического словаря. В литературе есть множество терминов, с которыми дети не знакомы. Необходимо вместе с учащимися заводить литературный словарь, который поможет школьникам выучить сложные слова и запомнить их смысл. Иногда можно проводить словарный диктант для проверки и стимулирования памяти детей.
Один из последних и самых сложных этапов развития литературной грамотности – это умение анализировать текст. Учитель должен помочь детям правильно понимать смысл написанного. При этом не диктовать его детям, а помогать его понять самостоятельно. Это сложный пусть, который будет насыщен как ошибками учащихся, так и неожиданными точками зрения. Дети не обязаны воспринимать литературные произведения так, как их воспринимает их учитель, но они должны уметь находить свой собственный смыл, и формулировать своё мнение по данному вопросу.
Уроки литературы в современных московских школах
К сожалению, проведение уроков литературы в современных школах далёко от идеала. Учителя не учат детей выразительному чтению, не помогают разбирать произведения, а лишь навязывают своё понимание прочитанного. Из-за этого у подрастающего поколения формируется неприязнь к чтению. И лишь единицы, которые смогли преодолеть школьную систему, продолжают читать за дверьми школы. Не все учителя такие плохи, безусловно, есть и талантливые педагоги, но и они не в силах кардинально изменить ситуацию. Сейчас модно смотреть сериалы и фильмы, а чтение для интеллектуальных снобов. Дети предпочитают пойти на турники вместо библиотек. Реальность создаёт перед детьми условия, в которых стыдно быть слабым, но не стыдно быть глупым. Возможно, стать сильнее физически, несколько проще, чем стать умнее. Поэтому дети и выбирают путь физического развития, а не интеллектуального. А управлять сильными, но глупыми легче, чем слабыми, но умными. Такая тенденция устраивать правительство, и оно не спешить предпринимать радикальные изменения в молодежной политике. Всё делается, чтобы привлечь детей в спорт, и ничего, что бы привлечь их к знаниям.