Утром около крыльца школ и детских садов столпотворение: такое ощущение, что за время летних каникул о правилах дорожного движения и вообще элементарных правилах хорошего тона забыли не только школьники, но и многие взрослые. Вот подъехала под самые ворота молодая женщина, не оставив между калиткой и тротуаром и 50 сантиметров. Маме с коляской, которая подходит к воротам с другой стороны, сейчас никак не пройти. На замечание в адрес автовладельницы: «Неужели нельзя было припарковать машину хоть на метр дальше?» — та раздраженно бросает: «Я ребенка привезла!». Ага... А все остальные родители с детьми здесь просто так гуляют. Время от времени детсадовский сторож дядя Миша выходит к особо наглым водителям, чтобы немного приструнить их, и при этом обещает вызвать ГАИ, но помогает это ненадолго — через пару дней ситуация повторяется.
...А какая «песня» по этому поводу в общественном транспорте! Вот в троллейбус врывается юноша и, торопясь занять место, плюхается на кресло «для престарелых, пассажиров с детьми и беременных женщин» — как раз под вежливое напоминание из динамиков, что именно этим категориям следует уступать место. Увешанные, как виноградинками, малышами, мамы заходят гораздо позже и распределяются кто как успевает. Юноша словно не замечает, что некоторые из них стоят рядом. Разрулить ситуацию помогают... сами дети.
«Мам, — звонким голоском спрашивает девочка на вид лет трех-четырех — этот дядя беременный?» Лицо молодого человека приобретает цвет молодой свеклы, а его самого невидимой пружиной подбрасывает к выходу.
Но такой мирный результат, скорее, исключение, чем правило. В повседневности же многие взрослые в присутствии детей оскорбляют других, повышают голос на воспитателей и учителей, скандалят в очередях в поликлинике, наконец, ругаются на самих малышей... И при этом большинство этих же родителей рассказывает детям по книжкам, что такое хорошо и что такое плохо, учат здороваться и извиняться, требует от них быть вежливыми и ласковыми. Малыши видят все это и чувствуют, как модно сейчас говорить, когнитивный диссонанс. Если врать нельзя, но отец врет воспитательнице, что не сможет помочь в ремонте шкафов, так как занят на работе, — значит, иногда обманывать можно? Если мама учит уступать место старшим, но каждый раз при входе в транспорт говорит: «Иди, садись», а сама стоит — значит, взрослые просто притворяются уставшими? Слова и дела противоречат друг другу, маленький человек теряется. А потом — делает так, как родители.
Грубость, невнимательность, сквернословие и даже откровенное хамство — вы действительно верите, что наши дети-цветы приносят это откуда-то с улицы, что другие, «плохие» дети показали им заразительный плохой пример? Но психологи и педагоги утверждают, что на 90% характер человека закладывается в семье. И прежде чем делать замечание потомкам за плохое поведение и неуважительные разговоры, прежде чем читать морали типа «Вот я в твоем возрасте...», надо честно ответить самому себе на вопрос: «А вы — не такой?».
Виктория Телешук.