Министерство озаботилось качеством образования в филиалах крупных ВУЗов. Если головной институт обеспечивает качественное образование, это не значит, что его филиалы так же добросовестно выполняют свою функцию. Картина как раз обратная: филиалы просто набирают студентов и выдают диплом без соответствующего образовательного процесса. Тех студентов, кто хочет учится, а не просто получить корочку, отправляют обучаться в Москву.
Результаты мониторинга
За два года мониторинга было реорганизовано 22 неэффективных ВУЗа и около 170 филиалов. Но работа только началась. Требования мониторинга будут ужесточаться и ВУЗы, которые не выполнят предписания, буду реорганизованы. Особое внимание будет уделяться филиалам крупных ВУЗов. Около 220 ВУЗов находятся на грани. Если руководство институтов не предпримет меры по улучшению образовательного процесса, то эти филиалы будут закрыты или присоединены к местным ВУЗам.
В отдельную группу выделяют зарубежные филиалы российских ВУЗов. Представление об образовании в России у иностранцев складывается именно по этим филиалам. Если они действуют неэффективно, то падает престиж отечественного образования. Поэтому планируется выявить, какие зарубежные филиалы действуют эффективно, а какие нет. Обратить внимание на зарубежные филиалы пришлось из-за жалоб, которые пришли от правительства стран, в которых действуют филиалы. Это вопрос престижа отечественного образования и науки. В связи с этим планируется принять экстренные меры по улучшению образовательного процесса или закрытии филиала.
Реорганизация регионального образования
Но в первую очередь необходимо решить внутренние проблемы, которые существуют в российской системе образования. Филиалы необходимы, так как местные ВУЗы не смогут справиться с обучением всех желающих. Бизнес не спешит открывать крупные частные институты в регионах. Хотя правительство прилагает ряд усилий для стимулирования деятельности негосударственных институтов в регионах России. Но пока основная надежда на качественное образование возлагается на филиалы, которые должны обеспечивать экономику специалистами с высшим образованием. Но если филиалы московских ВУЗов не хотят работать, несмотря на все льготы, то они должны прекратить свое существование и освободить нишу для тех, кто готов обеспечить высокий уровень образовательных услуг.
Поэтому мониторинг эффективности ВУЗов может стать для многих отправной точкой для развития собственного образовательного бизнеса. Но теперь сохранится условие качества предоставляемых услуг. Если берёшься за образование, то должен выдерживать государственный стандарт качества, а не просто зарабатывать деньги на доверчивых абитуриентах.