Обучая детей сравнению, необходимо постоянно показывать им, что сравнивать предметы и явления надо не как попало, а четко выделяя основания для сравнения, то есть отыскивая признаки или признак, по которому предметы прежде всего сходны.
Школьник должен уметь провести сравнение от начала до конца по выделенным признака
Если в процессе сравнения ученик московской школы не «потерял» положенного в основу сравнения признака, не «съехал» нечаянно на какой-то другой, то такое сравнение можно считать последовательным. Если же это единство признака, по которому проводится сравнение, нарушается, то сравнение теряет свой последовательный характер, а тем самым и смысл. Заметим, кстати, что непоследовательность сравнения – одна из типичных ошибок школьников.
И наконец, самая сущность сравнения – определенные сходства и различия
Какие трудности таит в себе эта работа? Прежде всего, это опасность одностороннего сравнения: школьник видит только сходство или только различие предметов, а это дает их неполное, искаженное понимание. Полноценным можно считать только такое сравнение, которое дает отчетливое представление как о сходстве, так и о различиях, особенностях, отличительных признаках сравниваемых предметов. Даже самая активная умственная работа, основанная только на одностороннем рассмотрении, может привести к неудаче. Неудачи бывают и в работе школьников и иногда носят комичный характер.
Возможные неудачи
Итак, в число причин, ведущих к неудачам сравнения, входит одностороннее проведение сравнения, обедняющее или искажающее представление о сравниваемых предметах. Поэтому, приучая детей сравнивать, необходимо прививать им привычку рассматривать и сходство и различие.
Тем учащимся школ в Москве, которые даже после специального вопроса не заметили близких по значению фраз, удалось в конце концов помочь понять сходство, но для этого потребовалось поставить прямой вопрос по поводу каждой пары фраз в отдельности. Значит, усмотрение сходства или различия представляет для школьников, особенно младших, значительные затруднения. Однако, задавая детям наводящие вопросы, можно эффективно развивать у них умение замечать сходство.
Определение различий, нахождение отличительных, особенных признаков предметов и явлений также вызывает затруднения, и эти затруднения проявляются тем отчетливее, чем сильнее сходны предметы, которые надо различить.
Сравнение - важнейшая функция нашего сознания
Итак, одна из возможностей научить ребенка осмысливать, систематизировать впечатления окружающего мира, учебный материал, научную информацию – это обучение сравнению. Умение сравнивать – одно из важнейших качеств, необходимых для активной работы мысли юного человека, познающего мир. Без правильно сформированного механизма сравнения ребёнок не сможет выделять в тексте главное для запоминания. Единственным способом для него ответить у доски будет выучивания всего текста. Это огромная и совершенно лишняя нагрузка на ребёнка. Способность выделить главное, путём сравнения содержания - это залог успешной учёбы и хорошо самочувствия ребёнка. Так же дела обстоят и с другими аспектами жизни. Ребёнок должен понимать, где родители его учат важным вещам, а где проявляют излишнюю заботу. Лишь сравнение получаемой информации позволит ребёнку успешно жить в окружающем его мире.