Бывает: что-то – в домашней ли жизни, в работе ли – у человека не ладится, не складывается. Какое-то время он смиряется, приноравливается, терпит, а потом не выдерживает и «взрывается». И вся его прежняя жизнь порой оказывается зачеркнутой. Ни перед чем не остановился, все поломал, отбросил. Бывает так.
Могут сказать: какой сильный! Ни с чем не посчитался и все сделал по-своему! А могут сказать: какой слабый! Не выдержал и все потерял… Но будь так или иначе, рад человек происшедшему или горько жалеет, прежнее уже не вернешь.
Если происшедшие перемены касались лишь самого человека, это было бы в конце концов его личное дело. Но так бывает редко, обычно они, так или иначе, затрагивают жизнь других людей, в первую очередь близких, родных. Именно поэтому каждый родитель не может позволить себе «взрываться», считаясь только с собой. Ответственность не только за себя, но и за детей может позволить поступать по настроению. Как бы ни были накалены эмоции, надо совладать с собой и десять раз взвесить, прежде чем дать им волю: ведь в огне конфликта, в пылу ссоры так легко разрушить – то, что складывалось годами: доверие, тепло, душевную близость.
Допустимы ли конфликты при воспитании детей?
Но значит ли, что конфликт – всегда зло, как говорит пословица, и худой мир лучшей доброй ссоры? Нет. Бывает, что терпеть дальше – самое плохое дело для семьи и для тех же детей, ради которых терпишь. Как же быть? В этих случаях педагогическая наука помогает понять, как надо кардинально менять положение. Родители могут поступить резко, порой крайне резко, потому что со всех точек зрения по-прежнему продолжаться не может. Действия воспитателя, направленные на коренное изменение сложившихся отношений, выдающийся воспитатель А.С. Макаренко назвал методом взрыва.
Метод взрыва Макаренко А.С.
Всем хорошо известно, как много внимания уделял Макаренко разработке методов педагогического воздействия. Важное значение он придавал и методу взрыва. При поверхностном подходе может показаться, что этот метод был важен для него потому, что ему приходилось иметь дело с запущенными, «трудными» детьми. Но сам Макаренко отнюдь не рассматривал его как специфический метод воспитания «трудных». Просто в работе с ними ему более ярко и очевидно открылось то, что в иных условиях может протекать более смазано, неопределенно. И кончено, то, что теперь нам кажется очевидным, стало таковым потому, что нам помог это увидеть зоркий глаз замечательного педагога.
Макаренко пришел к выводу, что постепенные, педагогические влияния далеко не всегда и не при любых условиях могут привести к хорошим результатам. В детском коллективе, утверждал он (как нам важно об этом помнить!), оказывают влияние не только «наши» действия, но и «их», тех, кого мы еще хотим перевоспитать. И при этом еще не известно, чьи влияния могут оказаться сильнее. Вот почему, по мнению Макаренко, при определенных обстоятельствах нужны «динамит, нитроглицерин, вообще страшный, убедительный взрыв».
А.С. Макаренко считал, что метод взрыва следует применять в тех случаях, когда между личностью и окружающими возникает «глубокая толща конфликтных соприкосновений», которые мирным путем разрешить невозможно. В результате многолетних наблюдений, проверенных на практике, он пришел к выводу: если нас не устраивает что-то, а все, то надо не столько воздействовать на самого ребенка, столько на те отношения, в которых он находиться. Ибо «неправильное» поведение возникает не само по себе. Дефектность поведения порождается дефектностью отношений, в которых ребенок находится. И если мы хотим добиваться перемен в его поведении, надо менять отношения. Нам может казаться, что виноват сам ребенок, а отношения здесь ни при чем; но все дело в том, что поведение, поступок – на поверхности, они бросаются в глаза, а отношения не столь очевидны, и не всегда заметна органическая связь между ними и поступками. Выдающийся педагог помог понять, что поведение просто как бы проявляет сложившиеся отношения. А они могут быть настолько прочными, что изменить их можно только с помощью какого-то очень сильного средства. Одним из таким средств и будет специально организованный воспитателем «взрыв», конфликт. Разрабатывая метод, Макаренко показывал, что такой конфликт может быть организован по-разному: «…в формах решения коллектива, в формах коллективного гнева, осуждения, бойкота, отвращения, важно, чтобы все эти формы были выразительны, чтобы они создавали впечатление крайнего сопротивления общества».