Готов ли ребенок к школе?

Готов ли ребенок к школе?

В школе ребенок сидит за партой, подходящей ему по возрасту, удобной для работы. Учитель постоянно напоминает, как нужно сидеть, как держать ручку, как положить книгу. А дома? Всегда ли замечают взрослые, правильно ли сидит их ребенок, когда готовит уроки? Ребенку неудобно, если стол и стул слишком высоки. Он, как говорится, «пишет носом» или, допустим, читает, пристроившись где-нибудь в темном углу, а мама не обращает на нег внимания и не задумается о том, что от таких занятий он очень скоро утомится. И «взрослая» мебель, не расчитанная на маленького человека, и тяжелый, набитый книгами портфель, да еще когда носят его в одной и той же руке, - все это не только может быть причиной усталости. Неудобная поза, став привычной, дает начально довольно распространенному заболеванию – сколиозу, проявляющемуся деформацией неокрепшего скелета ребенка. Врачи отмечают: именно оттого, что родители не придают значения, как сидит за столом их ребенок, как носит учебники ( кстати, ранец не только удобен, но и полезен: с его помощью нагрузка распределяется равномерно, он помогает сохранить хорошую осанку), не приучают его правильно «держать свое тело», - число детей с неправильной осанкой возрастает уже в конце первого учебного года.

Важность правильного освещения при занятиях

Довольно часто дома не придают значения тому, где расположен источник света, достаточно ли ярка настольная лампа. Каждая ли мать помнит, что свет (искусственный или естественный) должен падать слева? Знает ли, что при лампе менее 40-60 ватт работать не рекомендуется у детей дошкольного возраста развивается близорукость. Но если взрослые заботливы, если для занятий первоклассника выбрано самое удобное и хорошо освещенное место в доме, то многих нежелательных явлений удается избежать.

Причины переутомления школьников

И все же бывают случаи, когда, казалось бы, все предусмотрено и все сделано и педагогами, и родителями, а хороших, желаемых результатов нет. Ребенок с трудом справляется с учебой. Он даже отказывается ходить в школу, возбужден, плаксив, одним словом, поведение его существенно отличается от того, каким было до поступления в первый класс. А тут в чем же дело?

Все дети перед тем, как начать учиться в школе, проходят медицинский осмотр: оценивается и развитие, и состояние здоровья.

Врачи считают, что для быстрой адаптации и успешного обучения ребенок должен обладать определенной степенью зрелости. Иногда так и говорят: «школьная зрелость».

Обычно физическое и интеллектуальное развитие основной массы первоклассников – в пределах нормы, но у некоторых детей могут быть отклонения в ту или иную сторону.

Готов ли ребенок к школе?

Не у каждого ребенка семи лет развитие соответствует возрасту – оно может опережать или отставать от него. При отставании организм оказывается не способным справляться со школьными нагрузками. Эта неспособность чаще всего оборачивается плохой успеваемостью. Конечно, родители сразу это видят, удваивают свои заботы о первокласснике, и ребенок с отставанием в биологическом возрасте начинает успевать за счет чрезмерных усилий, долгого сидения за уроками и дополнительных занятий. К сожалению, такая перегрузка рано или поздно отражается на здоровье, росте. Родители замечают это, лишь когда сын или дочь начинают часто болеть, а затем и отставать в физическом развитии.

Потому-то необходимо иметь в виду следующее: высокая успеваемость, которая дается ценой чрезвычайных усилий, не всегда является показателем хорошего самочувствия детей в школе и того, что они успешно осваивают программу. Это – состояние где-то на грани срыва. И родителям стоит больше заботиться не об отличных отметках – «любой ценой», а об оздоровлении ребенка, о четком режиме дня с максимальным отдыхом.

Нередко не справляются с учебными нагрузками не только первоклассники, отстающие в своем биологическом развитии, но и ребята, страдающие различными хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющие. Такие дети требуют индивидуального педагогического подхода и обязательно наблюдение врача.

Готовность ребенка к школе

Оценивая подготовленность ребенка к школе, педагог, врач всегда учитывают, в какой обстановке воспитывался ребенок. Посещение детского сада с режимом дня, обязательными занятиями, требующими определенного напряжения, усидчивости, внимания, влияние детского коллектива с его законами – все это облегчает приспособленность к школе. Значительную роль в подготовке малыша к систематическим занятиям играет, безусловно, семья. Внимательное отношение к ребенку, занятия с ним, чтение книг, беседы, посильный труд, совместные прогулки способствуют формированию личности. А правильный домашний режим, закаливание, занятия физкультурой создают основу для нормального физического развития.

В заключение еще раз подчеркиваю: с самого начала занятий в школе пристально наблюдайте за ребенком, его работоспособностью и состоянием здоровья, за тем, как он относится к учебе, дружит ли с товарищами. Если к концу первого полугодия вам станет ясно, что малышу не под силу школьные нагрузки, это сигнал для того, чтобы серьезно обсудить положение с педагогами, врачами. Бывает, что родителям советуют… взять ребенка из школы (особенно если он пошел в первый класс неполных семи лет). Не надо бояться этого. Наблюдения педагогов и врачей показывают: ребенок, не успевающий в начальной школе, в подавляющем большинстве случаев плохо учится и на протяжении всего школьного курса. И ничего страшного в том нет, если малыш приступит к занятиям на год позже, когда учение не будет вызывать у него затруднений. Более позднее начало лишь поможет ему сохранить здоровье и в полной мере раскрыть свои способности в нормальном, посильном учебном труде.


Возврат к списку