Первоклассники – народ, весьма поддающийся внушению. Об этой особенности возраста не следует забывать, чтобы случайно не привить ребенку неверного представления о самом себе. Пришел в пятый класс новый ученик – отстает, не успевает вовремя приготовить уроки дома. Сначала учительница думала, что он просто ленив. Вызвала маму, а она невозмутимо говорит: «Мой Лева – весь в папу. С первого класса он такой же медлительный, и я с ним ничего поделать не смогла. У нас и бабушка такая: начнет готовить обед с утра, а закончит только поздно вечером». Учительница не особо поверила «наследственной» медлительности мальчика и решила проверить его работоспособность. Оставила Леву после школьных занятий и говорит: «Давай на время вместе готовить уроки: ты – свои, я – свои». Взялись за математику – прочитал он задачу один раз, другой, смотрю – работа двинулась. Не прошло и 25 минут – математика была сделана. «Теперь давай займемся русским – выучить правило, разобрать упражнение». Еще 25 минут – и эта работа выполнена. «Ну, Лева, ты молодец! Мы с тобой уложились раньше времени. Но ты, наверно, смог бы еще быстрее выполнить домашние задания, если бы читал больше и внимательнее». А его маме сказала: «Перестаньте внушать сыну, что он медлительный – в папу. Ребенок с нормальной работоспособностью. Ставьте перед ним часы, замечайте время – и пусть укладывается в заданный срок». Там понемногу под контролем мамы, старшей сестры и других учителей удалось научить Леву работать нормальным темпом, и он стал успевающим. Труд был затрачен немалый, а ведь его можно было избежать, если бы мать уже с первого класса не внушала сыну мысль о его «медлительности».
Важность культуры чтения
Известно, как серьезно учебные успехи зависят от культуры чтения. Между тем в старших классах попадаются ученики, которые не любят книгу, не умеют «продуктивно» читать и в результате не успевают – особенно по предметам, где главную роль играет умение анализировать текст, выбирать основное, сопоставлять и делать выводы из прочитанного. А ведь культура чтения закладывается с первого года обучения. Первоочередная задача – овладение самой техникой чтения. Для ребенка это задача нелегкая, и он часто требует от домашних, чтобы ему по-прежнему читали вслух. Не отказывайте ребенку, но и не забывайте, что главное сейчас – привить вкус к самостоятельному чтению. Пусть вначале это будут отдельные строки, небольшие части текста, достаточно увлекательного, чтобы побудить к собственным усилиям. Постепенно объем самостоятельного чтения можно расширять, постоянно поддерживая интерес к тексту, обеспечивая «аудиторию» ( хотя бы в лице одного взрослого), готовую слушать чтение. Так достигается непрерывность чтения, позволяющая последовательно его ускорять.
Мы вам рассказали лишь о некоторых качествах ученика, от которых зависят его успехи на протяжении школьных лет. Но дело не только в отдельных качествах, а и в общем поведении ученика. На него важно обращать внимание с самых первых школьных дней.
Если семья поможет первокласснику в этом, не только первый школьный год будет успешным, но и в последующем о сумеет справиться с трудностями учения.