Воспитание тяги к знаниям

Воспитание тяги к знаниям

Новый учебный год несет в каждый дом свои радости и заботы. В различных семьях они бывают разные. Одни родители, как говорится, и горя не ведают с учением своих детей. У других больше огорчений: и это не в лад, и то невпопад. Отчего такая разница?

Взрослые порой винят ребят: они ленивы и безответственны. Но ведь никто не рождается с готовым трудолюбием и чувством долга. Их воспитывают – педагоги и родители. И если семья не оказывает поддержки учителю, это не только осложняет его труд, но и доставляет немало горестных минут самим детям и родителям.

Корни школьных проблем

Работая в пятых-седьмых классах, педагоги нередко сталкиваются с тем, что школьники невнимательны на уроках, не всегда выполняют домашние задания, небрежно обращаются с тетрадями. Копнешь глубже – и обнаруживаешь корни, уходящие в младшие классы, а в конечном счете – в первый. Именно здесь, на первом году обучения складывается то, что скажется на успехе всего дальнейшего обучения.

Возьмем отношение к отметкам. Некоторые родители только ими и интересуются. И, конечно, за хорошую отметку хвалят, за плохую – бранят, наказывают. А иногда берут под «защиту» своего ребенка. Учителям приходиться выслушивать и такое: «У моего мальчика по математике тройка, а он очень сообразительный». Или: «За что же двойка – работу-то он сделал?» Или: «Моя дочь пишет без ошибок, а вы ставите ей лишь четверку». Все это - плохо, и прежде всего тем, что мешает учить детей учиться.

Отношение к отметкам своего ребёнка

Отметка – показатель уровня знаний и умений ученика. А следовательно, и качества его учебного труда. Вот это и важно всегда видеть за отметкой и приучать детей по-деловому на нее реагировать. Уже первокласснику прививают умение вникать в достоинства и недостатки собственной работы. Как известно, в первые месяцы учебного года им отметок еще не выставляют. И именно с целью не отвлекать их от конкретного и наглядного разбора выполнений ими работы – по существу. Полезно и родителям в домашних условиях нацеливать внимание ребенка на то же: «Какая у тебя строчка лучше получилась? Какие палочки и крючочки, написанные тобой, больше всего тебе самому нравятся? Объясни, почему они лучше! Попробуй еще написать такие же или еще лучше». Так ученик научается сравнивать и оценивать каждый шаг своей работы. А главное, усваивать мысль, что успех всецело зависит от его собственного прилежания и настойчивости.

Правильное воспитание

Встречая сына или дочь, возвращающихся из школы, в первую очередь поинтересуйтесь: «Что было сегодня на уроках? Что нового вы узнали? Чему научились?» Если такие вопросы задаются постоянно и выражают живую заинтересованность взрослого, они и ученика настраивают на активное, творческое отношение к знанию, к науке. Не менее важно узнавать у детей: «Как ты сам работал на уроке? О чем спрашивал учитель? Как ты отвечал? Как отвечали другие?» После этого разумно спросить и о полученных отметках, но опять – таки связывая их с качеством его собственного труда.

Не торопитесь с выражением эмоций по поводу той или иной оценки. Особенно надо быть осторожным, когда ребенок считает, что отметку ему поставили «несправедливо». Помню, мой сын – первоклассник принес из школы двойку с жалобой: ему неправильно ее поставила учительница. Посмотрев тетрадь, я сказала: «Молодец Нина Ивановна! Хорошая у тебя учительница. Знает, за что и какую оценку ставить. Давай разберем твою работу». Разобрали ее досконально, и сын был вынужден признать: задание он выполнил плохо, небрежно. С тех пор «жалоб» на учителя больше не поступало. 


Возврат к списку



Комментарии для сайта Cackle