Откуда же берется инертность мышления? Является ли она результатом недостатков обучения или связана с врожденными особенностями нервной системы?
На этот вопрос едва ли можно ответить однозначно. Бесспорно, врожденные особенности нервной системы сказываются на качестве ума. Верно и то, что обучение, если в нем преобладают шаблонные задачи, задания на механическое запоминание, требования дословного воспроизведения знаний, отнюдь не способствует развитию гибкости мысли.
Но верно и третье самое существенное: исследования ряда психологов показали, что систематическое, целенаправленное развитие умственных сил, настойчивая тренировка их на подвижность и «переключаемость» в силах преодолеть инертность мышления даже у самых явных «тяжелодумов». Если однородные, «монотонные» упражнения (не получилось – делай одно и то же сто раз, пока не выйдет!) «на корню» губят умственную активность школьника, в особенности слабого школьника, то упражнения разнообразные, специально подобранные так, чтобы необходимо было варьировать способы работы, переключаясь с одного на другой, делают его мышление динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами.
Что же можно сделать дома для развития гибкости и подвижности ума школьника?
Существенные возможности для этого представляет в первую очередь проверка домашних заданий. Чем инертнее мышление школьника, тем отчетливее у него тяготение к дословному заучиванию, «зазубриванию» материала. Приучая ребенка при пересказе текста не воспроизводить его дословно, а излагать его словами, ставя вопросы, рассчитанные не на простое, механическое воспроизведение заученного, а на осмысление материала, установление в нем отношений и связей, «перекидывание мостиков» к другим, ранее приобретенным знаниям, мы тем самым можем способствовать тому, чтобы мысль его стала «легкой на подъем».
Другая возможность развития подвижности, гибкости мышления школьника – это выработка у него умения применить старые, полученные ранее знания в новых ситуациях, на новых этапах учебной работы. Старые знания, даже и прочно усвоенные, если школьник не умеет применять их, не связывает с новыми, - мертвы и неподвижны.
Немало значит для развития гибкости и подвижности мышления и помощь, которую родители оказывают детям в таких видах работы, как решение задач или доказательство теорем. Если не просто решать вместе со школьником (или, как иногда бывает, вместо него) задачу, а искать разные варианты ее решения, оценивая и сравнивая каждый найденный вариант, это и непосредственные результаты сделает более успешными и стабильными, и даст постоянную возможность для тренировки детского ума.
Активизируют умственные силы детей и различные внешкольные занятия, в частности игры. Такие игры, как шашки и шахматы, основаны на обдумывании различных вариантов действий, на необходимости быстрой реакции на действия противника, зачастую непредвиденные. Эти игры, в особенности если взрослые учат детей анализировать позицию, оценивать возможные ходы, их преимущества и недостатки, очень полезны для развития способности мыслить гибко и оперативно, быстро приспосабливаясь к постоянно меняющейся ситуации.
Средства для развития гибкости мышления
Хорошим средством для развития гибкости мышления могут быть также разного рода задачи «на сообразительность», «на смекалку», «задачи с подвохами», то есть такие, которые не допускают стандартных способов решения.
Круг таких вопросов и задач, требующих оригинального подхода, сообразительность и находчивости, можно найти в популярных книгах по различным учебным предметам