Приемы коррекции носят чисто педагогический характер; освоение их не представляет особого труда для большинства родителей. Вначале главный упор делается на упорядочение пространственных представлений. В повседневной жизни у ребенка формируются такие понятия, как «вправо», «влево», «вперед», «назад», «вверх», «вниз», учат переставлять фигурки по заданным линиям, по кругу. Для развития пространственных представлений эффективны рисование, лепка, конструирование, работа с мозаикой, разрезными и переводными картинками.
Первые этапы
Дети, страдающие акалькулией, нуждаются в длительной графической подготовке: воспроизведении палочек, кружочков, крючочков. Для того чтобы ученик мог правильно расположить число на строке, надо неоднократно показать, как это делается, а затем сам ребенок должен интенсивно поупражняться. Если ребенок смешивает близкие по начертанию числа, надо провести тщательный разбор составляющих их частей (крючки, палочки, овалы), сравнить, на что похоже то или иное число. Желательно научить детей вырезать смешиваемые числа из картона и бумаги. Следующий этап: упражнение в написании чисел. Сначала работают с одним числом, потом с другим и, наконец, с обоими. Например, ребенок путает 6 и 9. Прежде всего он должен потренироваться в написании числа 6, затем следует серия упражнений с числом 9 и далее решение примеров с двумя этими числами.
Нарушения в понимании состава числа
Нарушения в понимании состава числа преодолеваются упражнениями в разложении чисел на составляющие в пределах первого десятка. Здесь надо очень строго соблюдать последовательность: сначала число разлагается на два, три, четыре компонента, причем основой является наглядный однородный материал. Например, ребенку дают 4 счетные палочки и просят разложить на две равные группы; а 6 палочек разложить на 3 такие группы и т.д.
В дальнейшем дети упражняются на неоднородных предметах: палочках различной длины, кружочках различных цветов. На них же отрабатывают действия сложения и вычитания. Если дети справляются с заданиями на конкретных предметах, можно переходить к устному счету без наглядной опоры. Освоению состава числа способствуют игры в числовое домино, счетные упражнения с монетами. Кропотливого труда требует отработка навыков при счете, особенно по группам (2, 4, 6, 8, 10), а также тренировка умения считать в обратном порядке. И в этом случае тоже надо начинать с наглядных предметов (счеты, палочки, кубики, кружки).
Решение задач
При решении задач родители должны помочь ребенку научиться анализировать содержание задачи. Что это значит? Выберете те задачи, которые ученик обязан освоить по программе, и вместе с ним кропотливо проанализируйте условия. Тут вам тоже поможет наглядный материал. Ребенку нужно практически проделать все те действия, которые предлагает задача. Эти приемы особенно полезны при формировании понятий «больше на», «меньше на». Например, у Тани 3 конфеты, а у Сережи на 2 больше. Сколько конфет у Сережи? Тут важно, чтобы ребенок воочию увидел и понял, что у Сережи конфет столько же, сколько и у Тани, да еще две впридачу…
Выработка навыков у детей с расстройствами счета идет медленно и требует длительных упражнений. Поэтому поспешность в такой работе вредна, зато вдвойне необходимы терпение, обстоятельность и тщательность.
Родители часто задают вопрос: «А можно ли заранее предвидеть затруднения в математике?». К сожалению, это не так просто. И все же родителей должны настораживать перенесенные ребенком травмы головы, воспаления мозга и т.д. Обнаружить нарушения пространственных представлений иной раз можно уже в дошкольном возрасте. Симптомы такие: ребенок испытывает трудности в одевании, зашнуровывании ботинок, застегивание пуговиц; путается в понятиях «вправо», «влево», «внизу», «вверху», не умеет рисовать, выполнять задания, связанные с ориентировкой в пространстве. Преодоление всех этих отклонений еще в дошкольные годы позволит предупредить расстройство счета, когда ребенок начнет учиться.