Расстройство счёта

Расстройства счёта   

Родители тяжело переживают, когда ребенок испытывает заметные затруднения в математике. Дефекты в усвоении математических навыков могут быть обусловлены самыми различными причинами: педагогической запущенностью, слабым здоровьем ребенка, задержкой психофизического развития, наконец, изъянами процесса обучения. Но мы поговорим об акалькуции, то есть истинном расстройстве счета, которое является одной из главных причин неусвоения математических понятий и правил оперирования числами.

Причины расстройства счёта

В основе главной причины лежат отклонения в пространственных представлениях или, говоря словами науки, несформированность пространственного анализа и синтеза. А как известно, понятие о числах, о действиях с ними неразрывно связано с пространственным восприятием.

Нарушения пространственных представлений вызываются поражениями теменно-затылочного и темено-височного отделов головного мозга. Травмы головы, опухоли, сотрясения мозга, воздействие на него токсических веществ приводят в расстройство механизм формирования пространственных представлений. Эти вредоносные факторы могут подействовать на различных этапах развития ребенка: во внутриутробный период, во время родов, в младенческом и дошкольном возрасте, но их последствия проявляются в период обучения.

Признаки расстройства

Для того чтобы убедиться, что мы имеем дело именно с акалькулией, надо знать ее признаки. Назовем наиболее существенные.

Дети смешивают близкие по начертанию числа (6 и 9, 12 и 21), плохо понимают знаки «больше», «меньше», «равно», обнаруживают нечеткое представление о составе числа – не умеют разлагать числа на составные элементами, считать группами (10, 20, 30…).

Сложение и вычитание в пределах первого десятка дается с большим трудом. На выполнение тех или иных заданий такие дети затрачивают в 3-4 раза больше времени, чем остальные. Естественно, что учебных часов для усвоения программного материала им не хватает, отсюда и отставание в учении.

В решении задач появляются еще большие затруднения. Ребенок часто не понимает условия задачи; он опирается не на весь ее смысл, а берет ориентиром отдельные слова, смешивает последовательность выполнения действий. Но даже если навык решения и выработан, его не всегда удается перенести на выполнение однотипных задач.

Борьба с проблемой

Сама по себе акалькуция не исчезает – необходима специальная коррекционная работа. Но надо не опоздать с такими занятиями; иначе затруднения с математикой в школах вызовут у ребенка нежелание заниматься ею.

Вот почему при расстройствах счета необходимы самые неотложные меры. Какие? Показать ребенка врачу-невропатологу: он определит нарушенное звено в системе счетных процессов, наметит основные пути устранения дефекта. Посоветоваться с логопедом о приемах и способах коррекции; успех работы во многом зависит именно от выбора приемов, от последовательности их применения. Конечно, родители должны поддерживать тесную связь и с учителем класса; на уроках он обратит особое внимание на вашего ребенка.


Возврат к списку