Среди пациентов детского врача-невропатолога нередко попадают любознательные, всему интересующиеся и вполне развитые для своего возраста ребята, которые, однако, за два-три года обучения в начальной школе почему-то приобрели устойчивую репутацию «ленивых», «неспособных». По свидетельству родителей, такой ребенок обычно часами просиживает за письменным столом, а результат – плачевный. И невдомек порой маме, что причину неуспехов ее ребенка надо объяснять не отсутствием собранности, усидчивости или же «непробудной ленью». Причину нередко приходиться искать в прошлом, у самых истоков жизни маленького человека, в том времени, когда малышу еще только предстояло появиться на свет. Как чувствовала себя тогда будущая мать?
Возможные причины заболевания
И вот она вспоминает. Во время беременности был сильный токсикоз, отеки, головные боли, потом перенесла грипп перед самыми родами, которые тоже протекали неблагополучно. Как всегда бывает, страдания вскоре позабылись. Ребенок рос и развивался психически и физически нормально. Только часто простуживался, болел и при высокой температуре у нег начинался бред, галлюцинации. Он всегда плохо засыпал. Чего-то боялся, что-то видел, иногда возникали судорожные подергивания мышц конечностей.
Примерно в три-четыре года все эти явления стали проходить. Но появились новые огорчения. Мать стала замечать, что сын не переносит жару и духоту, езду в транспорте, не выдерживает даже незначительного физического напряжения. Часто жалуется на усталость.
Влияние болезни на успеваемость в школе
Когда сын пошел в школу, лучше не стало. Учительница вскоре обратила внимание, что к концу урока мальчик уже ничего не воспринимает, не может сосредоточиться, становится как бы расторможенным. И так всегда. Если не устал, то работа идет нормально, ученик хорошо реагирует, четко отвечает и все помнит. Стоит утомиться – воспринимает новое с трудом. Дома тоже отметили: не поспит днем или поздно ляжет вечером, назавтра у него плохое настроение, усиливается раздражительность. К тому же, отличаясь неловкостью, неуклюжестью, он часто становится мишенью для насмешек со стороны сверстников. Вспылив, обидевшись, лезет в драку, и в таких стычках ему обычно достается больше всего.
Однажды мальчика так сильно толкнули, что он упал, ушиб голову и попал в больницу с подозрением на сотрясение мозга: кружилась и болела голова, была несколько раз рвота.
После этого случая стал учиться еще хуже. Особенно неуспехи проявились в четвертом классе, когда помимо занятий в общеобразовательной школе он начал по настоянию матери заниматься английским языком. Чувство усталости теперь было постоянным. Тогда-то родители решили показать сына детскому невропатологу, который и поставил диагноз: церебрастения.