Не лезьте за словом в карман!

Быстрый поиск слов

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. В попытках преодолеть их большинству детей трудно обойтись без помощи взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраивают домашние диктанты. Но для того, чтобы эта помощь давала нужные результаты, надо хорошо знать причины испытываемых школьником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что ученик не знает правила или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда учащиеся в школах успешно справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложении и сочинениях. В таких случаях повторение правил и дополнительные диктанты недостаточны.

Как выучить правила русского языка?

Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них – это умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». В работе по русскому языку оно нужно буквально на каждом шагу.

Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных требует быстрой (по ходу письма – молниеносной) мысленной подстановки проверочного слова. Например, если по ходу письма необходимо применения правила выделить корень в слове, для этого надо быстро вспомнить однокоренные слова.

Быстрый поиск нужных слов в памяти

Быстрый поиск нужных слов в памяти – совсем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задачку. В русском языке есть существительные среднего рода, которые кончаются на «зо». Вспомните их. Сколько совсем не подходящих слов (Крузо, Карузо), а то и просто изуродованных (арбузо, кукурузо) всплывает в нашем сознании, прежде чем появятся нужные, такие простые и хорошо знакомые пузо и железо.

Умеет ли ваш школьник найти в памяти нужные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите его доказать, что в слове полосатый обе ударные гласные – о. Для этого он должен будет подобрать два проверочных слова: одно – с ударением на первом слоге, другое - с ударением на втором (например, полосы и полоски). Посмотрите, сколько времени займет этот умственный поиск. Если он осуществляется без задержки – все в порядке. Если же школьник «лезет за словом в карман», дело плохо. В сравнительно небольшом диктанте (100 – 110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки подстановкой родственного слова. Если надо «лезть в карман» за каждым словом, то просто невозможно успеть произвести все нужные проверки. Поэтому школьники нередко допускают ошибки даже в тех случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения.

Чем старше школьник, тем больше в его письменную речь входит слов, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем нелегко; например, такие обычные для сочинений старшеклассников слова, как впечатление, воплощение, отражение, отрицательный. 

Как же научить школьника быстро находить в уме нужные слова?

   Владение словарным фондом языка имеет два уровня: пассивный и активный. Пассивный – это понимание слов, активный – умение ими свободно пользоваться. Пассивно уже младшие школьники владеют словарным запасом русского языка (кроме специальной терминологии). Что касается активного словарного запаса, он у разных людей различен: Пушкин свободно пользовался десятками тысяч слов, а знаменитая ильфо - петровская Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два слова.

    Активный словарный запас школьников нередко  бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и применить хорошо знакомые слова. От этого очень страдает устная и письменная речь школьников, от этого же страдает и грамотность. Вспомнить слова, необходимые для применения грамматического правила, бывает даже труднее, чем использовать те же слова в связной речи: подбирая, например, однокоренные слова, дети часто не могут вспомнить слова, которыми в повседневной речи используют вполне активно.

   Переход от пассивного владения словарным фондом родного языка к активному, развитие умения быстро подбирать слова как для выражения своих мыслей, так и для решения грамматических задач требуют длительной, настойчивой и как можно более разнообразной тренировки. Интуитивно дети сами стремятся к такой тренировке. Об этом свидетельствуют многие широко распространенные детские игры. 


Возврат к списку