Первоклассник пришел из школы, и мы спешим узнать – как успехи. И больше всего нас тревожит письмо и чтение. Сумеет ли он одолеть тернистые ступени букварного периода?
Тревоги родителей вполне оправданы. Ведь за короткий срок первоклассник должен усвоить множество сведений и навыков, из которых слагается умение читать и писать. Для успеха этой работы необходимо повседневное старание, немалые усилия воли, сосредоточенность внимания. Конечно, нужна также готовность интеллекта, слуха, зрения, двигательной сферы. И прежде всего – устной речи. Собственно, письменная речь возможна лишь на базе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу ребенок должен хорошо понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, строить фразы в соответствии с законами языка.
Ошибки речи
К сожалению, еще многие дети приходят в первый класс с дефектами речи. Недостатки произношения, как в зеркале, отражаются на письме и в чтении. Борьба с ними ( в школе ведь требуют говорить правильно) ложится дополнительной нагрузкой на нервную и речевую систему ребенка. И если ему не помочь, он может и не справиться сам с возникающими трудностями – начинает отставать от класса, получать двойки, теряет интерес к учению. Поэтому помощь - если учитель или вы сами заметили недостатки в речи ребенка – необходима немедленно. Хотя в начале учения у первоклассников множество новых, непривычных забот, этот первый, букварный период и наиболее благоприятное время для работы над речью: ведь ваши усилия пойдут в одном направлении с тем, чем ребенок занимается в классе, на уроках. А там он учится произносить звуки и читать их буквенные обозначения. Школьный учебный материал можно с успехом применять для тренировок дома. Это помогает совмещать освоение грамоты с исправлением дефектных звуков. Не упускайте этот драгоценный момент. Разумеется, как нельзя кстати будет здесь помощь логопеда. Но если занятия с ним организовать нет возможности, попытайтесь выправить звукопроизношение сами: покажите ребенку как выговаривается тот или иной звук, обратите его внимание, какое положение при этом занимают губы и язык.
Детям, нечетко выговаривающим какой-то звук, трудно «привязать» его к соответствующей букве; оттого первоклассники и путают их, переставляют или неверно соединяют. Эти затруднения преодолеваются упражнениями со слоговыми таблицами и разрезной азбукой: здесь ребенок воочию убеждается, что слияние букв есть ни что иное, как произнесение звуков в таком виде, в каком они звучат в живой речи. Пригодятся для занятий и картинки, красочные рисунки, игрушки. Разве откажется, к примеру, ребенок написать имя любимой куклы или название игрушки?
Устранение дефектов речи
Одна из самых частых ошибок первоклассников – смешение С и Ш. Вызвано оно недостатками в развитии фонематического (речевого) слуха. Чтобы преодолеть их, нужны специальные упражнения на звуковой анализ и синтез слов, а также упражнения на различение звуков С и Ш. Надо показать ребенку, чем отличаются они друг от друга по звучанию и месту образования. Звук С - свистящий, при произнесении кончик языка «чашечкой» поднимается вверх.
Еще одно несложное упражнение – «разобрать» и «собрать» слова. Назовите любое двух-трехсложное слово и попросите ребенка определить, сколько в нем звуков, какой первый, какой второй. А затем, назовите отдельно три-четыре звука, и пусть он составит из них слово (к, о, с, а – коса).
Эти простые, доступные тренировки учат первоклассника видеть, из каких звуков состоит слово, совершенствуют фонематический слух ребенка, способствуют более быстрому овладению письмом.
Некоторые ученики испытывают трудности в графическом начертании букв, в слиянии букв в слово. Причины разнообразные: неустойчивость внимания, нечеткая координация мелких движений пальцев, недоразвитие пространственных представлений и т.д.
Делу помогают упражнения в вырезании, штриховке, рисовании букв. А лепка, мозаика, вычерчивание линий и фигурок в тетради или на песке развивают движения кисти.
Родителей огорчает, если их ребенок отстает в усвоении грамоты. Но упрекать его, все время корить успехами сверстников не стоит. Нужно настойчиво позаниматься – и отстающий догонит товарищей. Кстати, занятия эти – вовсе не обязательно сидение за столом над букварем. На прогулке, в играх неназойливо, как бы мимоходом вспоминайте трудные звуки и сочетания, слова, в которых школьник делал ошибки, просите его прочитать, что написано на афише или вывеске. Понемногу, но постоянно – самый верный метод тренировки.
Заикание у школьников
Особого внимания требуют к себе заикающиеся первоклассники. Новая обстановка, школьные требования , усиленная нагрузка на речевую систему в первые месяцы усугубляют тяжесть заикания. Это сказывается не только на результатах учебной работы, но и на самочувствии детей. Они становятся плаксивыми, раздражительными, вялыми. Поэтому родители должны заранее рассказать учителю об этом недостатке ребенка и о том, как и когда удавалось лучше справиться с ним. Педагог примет все во внимание и настроит весь класс на доброжелательное отношение к заикающемуся ученику.
На первых порах нежелательно требовать от заикающихся отвечать перед всем классом, а дома – в присутствии посторонних. Заикающиеся дети опасаются насмешек и нередко не хотят говорить. Нужно помнить и о том, что заикающиеся ученики увереннее себя чувствуют, когда они отвечают на четко сформулированные вопросы.
Ровное и заботливое отношение создает ту нормальную психологическую обстановку, в которой заикающиеся дети легче привыкают к учению и успешнее справляются со всеми этапами букварного периода.