Усвоение любых знаний и умений теснейшим образом связано с работой памяти. Что же необходимо знать о памяти, решая нашу задачу – помочь детям научиться писать грамотно?
Прежде всего то, что память бывает разной. Есть «память сердца» - эмоциональная память и «память рассудка» - логическая, смысловая память. Кроме того, есть память зрительная, слуховая и двигательная; есть память на запахи и на вкусовые ощущения. Возможно, видов памяти так же много, как видов человеческой деятельности. Говорим же мы о памяти музыкальной, математической, памяти на лица или на даты…
Какие же виды памяти должны работать, когда ребенок учиться грамотно писать?
Какие же виды памяти должны работать, когда ребенок учиться грамотно писать? Многие. Чем больше, тем лучше. Во всяком случае, одним-двумя тут не обойтись. В домашней педагогике, как и в домашней медицине, бытуют различные расхожие рецепты. Простудился – попей чай с малиной; грамота не дается – возьми книжку и переписывай с нее, пока глаз не привыкнет к правильному виду слов, а рука не научится сама собой писать верно.
Но этот способ не очень удачный, потому что адресован только к двум видам памяти, работающим пассивно, механически. Ни активной смысловой работы, ни активной организации запоминания здесь нет. Усвоение грамотности путем переписывания обрекает детей на изнурительный, однообразный и малоэффективный труд. Кроме того, оно никак не ориентировано на индивидуальные особенности памяти данного школьника, а ведь для каждого типа памяти существует свой наиболее эффективный способ запоминания.
Остановимся на некоторых видах памяти, необходимых для грамотного письма, и на том, как организовать их активную работу. Начнем со зрительной памяти.
«Читайте больше!» - советуют детям, допускающим много орфографических ошибок. Совет этот хорош, однако… Дети, читающие мало, почти сплошь и рядом пишут безграмотно. Среди детей, читающих много, примерно половина пишет без или почти без ошибок; для другой половины грамотное письмо остается мучительной проблемой. Выходит, что данная матерью-природой зрительная память достаточно сильна не у всех: половина детей не могут на нее положиться. А можно ли повлиять на зрительную память, заставить ее работать активнее? Что для этого нужно сделать? Когда школьник читает, например, приключения Шерлока Холмса, он совсем не ставит перед собой задачу запечатлевать в памяти зрительный облик слов с трудными орфограммами. Его гораздо больше интересует загадка танцующих человечков или тайна собаки Баскервилей. Если при этом орфограммы запечатлеваются в памяти сами собой, школьнику повезло. Для тех детей, которым со зрительной памятью повезло меньше, необходима специальная постановка задачи «съесть слово глазами», «сфотографировать» его зрительный образ. Для этого нужна специальная организация учебной работы. Ребёнку необходим педагог, который объяснить как организовать своё чтение так, что бы это было не только увлекательно, но и положительно сказалась на его письменной речи. Так же педагог должен подобрать произведений, чей лексикон поможет ребёнку выучить написание слов и структуры предложение, с которыми у него проблемы. Сюжет книги должен быть интересным, но не отвлекать полность от процесса запоминания написанного с точки зрения орфографии и пунктуации.