Особый класс для неуспевающих

Особый класс для неуспевающих

Известно, как хорошо влияет на развитие учащихся своеобразная интеллектуальная атмосфера в классном коллективе. Она создается, когда есть ядро отличников и хорошо успевающих учеников. Другие ребята за ними тянутся, стремятся подражать, хотят догнать. Но в классах индивидуализированного обучения таких сильных ребят нет. Не будет ли специально организованный для одинаково слабых учащихся класс больше тормозить их развитие, чем стимулировать его?

Не тормозят ли специальные условия развитие детей?

На первый взгляд это так. Но в действительности, успех в учении зависит не только от благотворного примера соседа, но и от собственных знаний ребенка, его самочувствия в классе. Когда школьник хорошо настроен, верит в свои силы и чувствует себя равным с товарищами, он охотно идет в школу, настойчиво учится, и все это благоприятствует развитию его ума, способностей. А если ребенок не ощущает себя равным с другими учениками, понимает, что он безнадежно отстает, что является «балластом» класса, то сколько бы не было перед ним образцов для подражания, едва ли они ему помогут. На их фоне он еще острее будет ощущать свою «неполноценность» и «глупость». Поэтому-то в обычных классах дети с временной задержкой развития чувствуют себя лишними и чужими. На уроках они пассивны, на переменах их не принимают в общую игру или они сами не желают в ней участвовать, боясь насмешек со стороны одноклассников. Даже когда учитель предоставляет такому ученику возможность проявить себя на уроке, это оказывается не легким делом. За партами тридцать ребят, и десятки рук нетерпеливо тянутся вверх. Большинство готово ответить на вопрос, поставленный учителем. Как тут не потеряться? И бедный ребенок спешит, мямлит, ошибается…

Особые условия для детей

Иное дело в классе индивидуализированного обучения. Даже если ученик теряется при ответе, учитель его успокаивает и подбадривает. Школьник действительно успокаивается – он не видит кругом нетерпеливых рук и насмешливых взглядов, все спокойно ждут его ответа. И он знает: учитель завтра и опять его спросит, подбодрит, и он уж постарается.

Именно здесь легче применять лучшие средства и рекомендации методики обучения, которые далеко не всегда удается использовать в обычном классе. И прежде всего – точный учет особенностей и возможностей каждого ребенка. Уроки в особом классе проходят несколько медленнее, чем в обычном. Учитель замедляет работу, как только замечает что дети не успевают понять и выделить главное, воспроизвести его, применить к частному случаю. В обычном классе такое торможение сковывало бы инициативу и любознательность сильных учеников. Здесь же замедленный темп урока и более частые «передышки» только помогают усваивать материал. К тому же в классе меньше учеников, их чаще вызывают, каждого удается держать в поле внимания и добиваться большей активности.

И все же, пожалуй, основное достоинство таких классов даже не особая, щадящая методика обучения, а возможность походить к каждому ребенку не просто как к ученику, но как личности со своими потребностями и заботами, ошибками и успехами, радостями и печалями. Такой уважительный подход рождает доверие детей к педагогу, укрепляет веру в свои силы, желание добиться успеха. 


Возврат к списку