Неуспеваемость ребёнка в школе

Неуспеваемость ребёнка в школе

 Среди школьников, отстающих в учебе, большинство – нормальные, здоровые дети. И порой достаточно более внимательно, бережно, строго индивидуально подойти к такому отстающему ученику, понять характерные для него трудности и научить более рациональным способам работы, чтобы он стал успевать. Однако встречаются ученики, которым и такой помощи в условиях обычного класса мало. Нередко их стараются направить во вспомогательную школу. Но компетентная комиссия обычно признает таких детей психически здоровыми и возвращает в массовую школу, где они… продолжают не успевать. Выходит, проблему эту нужно решать каким-то другим способом.

Причины неуспеваемости

Ученые установили: среди стойко неуспевающих детей имеется группа, промежуточная между нормой и аномалией. Это ребята с временными задержками развития. У них недостаточный для их возраста запас знаний и навыков, поверхностное и инертное мышление, слабая память и бедная речь. Другая их особенность – инфантилизм, то есть сохранение многих черт поведения, свойственных малышам-дошкольникам. Они беззаботны и ребячливы, не осознают того нового положения, в которое их ставит школа, и тех обязанностей, какие с этим сопряжены. Кроме того, такие ученики часто страдают повышенной утомляемостью.

Особый подход

При всем отставании у них часто неплохие возможности развития. В игре они обычно ведут себя как здоровые, нормально развитые их сверстники: активно, осмысленно, увлеченно. Поэтому ученые и считают, что детям с временной задержкой развития нет надобности переходить во вспомогательную школу, удваивать срок обучения. Они сумеют справиться учебной программой в обычные сроки, но им нужен особый, щадящий режим и более действенный индивидуальный подход. И лучше всего осуществить это, обучая таких детей в специальных классах.

В комплектовании особых классов участвуют учителя, психологи, врачи-психоневрологи, логопеды. Очень важно отлично знать ребенка. Первый сигнал неблагополучия поступает еще тогда, когда школьник в обычном классе. Всесторонне наблюдая за учением и поведением отстающих учеников, специалисты довольно точно выделяют тех, кто отстает именно по причине временной задержке развития.

В классах индивидуализированного обучения работают лучшие, самые опытные учителя, хорошо овладевшие методикой занятий с такими детьми. Самое главное – создать для детей четкий, «ласковый» режим дня, спокойную атмосферу в классе, установить неспешный, ровный темп занятий. Занимаются эти классы только в первую смену. На уроках значительно чаще, чем в обычных классах, используются физкультпаузы и другие «передышки». Все учащиеся посещают группу продленного дня. Особо следят педагоги за тем, чтобы не допускать какого-либо психологического травмирования детей – не только со стороны взрослых, но и учеников других классов. Особая забота в экспериментальных классах – количество учеников. Здесь вдвое меньше ребят, чем в обычных классах. В самом деле, слабоуспевающие ученики, как правило, легко отвлекающиеся на уроке, нуждаются в усиленном внимании со стороны учителя. Меньше ребят за партами – больше учительского времени на «одну ученическую душу», меньше отвлечений. Постоянный контроль - нужно ли говорить, как это важно для успеха в учении. 


Возврат к списку