Почему выбирают «чужую» профессию?

Почему выбирают «чужую» профессию?

Выпускники школ, когда наступает пора сделать шаг, думают, ищут мучительно – и все же ошибаются. В чем же дело?

Психологически мешает прежде всего отношение к выбору профессии как к обретению единственно возможного, пожизненного пристанища, постоянного островка в океане профессий. Выбирая, всегда опасаются ошибиться. При таком подходе учащиеся часто ориентируются сразу на профессии высокой или высшей квалификации, забывая, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий и начинать нужно с нижних ее ступеней. В любой сфере деятельности – практической и теоритической – происходит закономерная смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Даже для изобретателя важно умение делать все своими руками.

Факторы, влияющие на выбор профессии

На тех, кто выбирает профессии, нередко оказывают сильное влияние так называемые предрассудки чести. Предрассудки – это ложный, необоснованный взгляд, ставший привычным, «само собой разумеющимся». В отношении профессий предрассудки проявляются, например, в том, что некоторые важные профессии, занятия считаются «недостойными», «неприличными». Например, девушка считает вполне «приличным» после окончания школы работать курьером (приносить, уносить бумаги, письма; работа, как говорится, «кто куда пошлет»), но не хочет работать кассиром за прилавком магазина, хотя материальное вознаграждение во втором случае значительно больше, чем в первом, да и работа может быть содержательнее и дает возможность для дальнейшего роста, чем «чистая», но действительно слишком простая для человека со средним образованием работа посыльного.

Иногда предрассудки чести –это последствие привычных взглядов, господствующих в семье. Отец говорит: «мне обстоятельства помешали стать инженером, зато ты им будешь, а о другом и думать забудь!» И при этом совершенно не считается с интересами или склонностями своего ребенка. Некоторые родители чуть ли не с пеленок прочат своих детей в ученые, работник искусства и т.п. Другой же путь считают поражением.

На выбор профессии прямо и косвенно влияют также и товарищи (подросток идет учиться или работать «за компанию», «чтобы быть как все»). Вообще-то мнение окружающих, коллектива у нас принято уважать. Мы довольно часто призываем друг друга «делать как все». Когда человека наставляют на путь истинный, то обычно прибегают к выражениям вроде: «Кто же так делает?», «Все говорят, что…» Однако способ выбора профессии под влиянием окружающих рассматриваем как ошибочный. Ведь даже одежду или обувь выбираем мы по своему размеру и вкусу, а не покупаем то, что нравится или подходит наши товарищам. Нужно помочь человеку разобраться и понять, к чему он сам способен, дать ему возможность как бы «примерить» к себе данную профессию, узнать о ней как можно больше. И на этой основе выбирать или не выбирать ее. Если выбор совпадает с выбором друзей – хорошо, не совпадает – тоже не плохо. 


Возврат к списку