Работа школьников с учебником

Работа школьников с учебником

Думается, никто не будет оспаривать утверждение: успех школьника зависит от того, как он умеет работать с учебником. А как складывается это умение, развивается ли оно с годами, как оценивают его значение сами ребята?

Итак, дети не умеют работать с книгой. И сами осознают это. Но им ведь приходиться готовить домашние задания по учебнику. Как они это делают? Попробуйте спросить об этом своих детей. Большинство из вас услышит следующий ответ: «Читаю и рассказываю».

Означает ли это, что все школьники одинаково работают с учебниками? Вовсе нет!

Даже простое наблюдение показывает, что делают они это по-разному. А если вы внимательно посмотрите пометки, которые ребята делают в учебнике (если таковые имеются), они вам о многом расскажут. Во-первых, у разных школьников учебники выглядят по-разному. Девственная чистота учебника, мне кажется, дурной показатель: владелец нетронутой книги или не умеет, или не хочет с ней работать.

В ходе специального исследования, посвященного работе школьников с учебником, я попросила ребят написать самоотчет о подготовке устных домашних заданий. Эти самоотчеты помогли также установить, чем отличаются чтение и пересказ у разных ребят.

Чтение и пересказ при изучении учебника.

Прежде всего, характер чтения и пересказа изменяется при переходе из класса в класс. Ученик четвертого класса читает совсем не так, как десятиклассник (тоже самое можно сказать и о пересказе). Затем сильный ученик, скажем, восьмого класса читает и рассказывает иначе, чем его слабый одноклассник. В чем же конкретно проявляется это различие?

Четвероклассников волнует преимущественно количество, поэтому они, описывая свою работу с книгой, не останавливаются на качественной характеристике чтения и пересказа. Для них характерны такие записи в самоотчетах: «Читаю параграф три раза» или «Чтобы выучить правило, пять раз рассказываю про себя, пять раз вслух».

В пятом классе появляются учащиеся, которые пытаются качественно охарактеризовать свой способ чтения: они пишут о том, что читают внимательно, вдумываясь в то, что читают. Начиная с восьмого класса многие школьники стараются подробно описать, как именно они читают, какой мысленной обработке подвергают текст.

Иногда некоторые учащиеся говорят о том, что трудный материал они читают медленнее. Наверное, темп чтения снижается у них именно за счет мысленной обработки текста, про которую они не упоминают, а иногда, возможно, просто и не осознают, что используют такие приемы.

Различие в чтении и пересказе, как уже говорилось, выражается в том, сколько раз дети читают и рассказывают.

Возврат к списку