В автобусе женщина рассказывала рядом стоящему пожилому мужчине о неприятностях с сыном. За что не возьмется, ничего толком не получается. Что поделаешь, в жизни всякое бывает, да вот что особенно плохо: ушел он весь в себя, даже ее, матери сторониться. По-разному пробовала к нему подойти – не получается….
Кому неизвестны подобного рода случаи, когда родители обращаются за помощью к посторонним людям. Обращаются, как правило, испытав и использовав собственные возможности, изверившись в себе. Обращаются даже тогда, когда не особенно надеются, что из этого что-нибудь путное получится.
Методом косвенного действия
Конечно, в такие минуты, вряд ли кто-нибудь из них думает о том, как оценивает возможности такого метода воспитания педагогика. Уж не до методов – хоть кто-нибудь помог! А для педагога-специалиста это хоть и неосознанное, случайное, но применение метода косвенного действия. Смысл его в том, что для достижения поставленной цели приходиться действовать не напрямую, а через другого человека или с помощью вспомогательных средств – книги, игры и т.д. Только опытный воспитатель прибегает к этому методу не от беспомощности, а от понимания огромных возможностей косвенного влияния.
В жизни семьи сплошь и рядом возникает необходимость в использовании такого влияния, при чем нередко ничем другим без существенных воспитательных потерь его и заменить нельзя.
В каких же случаях же случаях эффективно такое влияние? Когда необходим метод косвенного воздействия? Именно он, а не какой-нибудь другой?
Отношения между близкими, постоянно живущими рядом людьми складываются, что называется, слой за слоем, месяцами и годами. И невозможно сразу, мгновенно изменить характер этих отношений, изменить сложившиеся у каждого стойкие представления друг о друге. Бывает, что и взрослые и дети видят, что эти перемены необходимы, мучаются, но не могут ничего с собой сделать. Может быть ,в прошлом взрослые чересчур уж «командовали», и теперь подросший ребенок не обратиться к ним за советом, потому что ожидает лишь распоряжения.
Или от каких-то разговоров отмахивались – «рано тебе знать», и теперь эти темы «закрыты» для обсуждения с родителями; он ищет себе иных советчиков и собеседников.
Заметим: такое тяготение к другим, посторонним людям не одним детям свойственно. И мы, вполне взрослые, зрелые люди, нередко ищем света у людей и не столь близких, но уважаемых, тех, на чье мнение «можно положиться».
Оценка метода косвенного действия
Когда я, изучая метод косвенного действия, заинтересовался, как сами обращающиеся за советами понимают и объясняют происходящее, то выяснилось, что от «постороннего» в первую очередь ждут беспристрастности, объективности. Спрашивающих интересует в таких случаях ответ, который будет направлен на то, чтобы помочь им; в нем заведомо не будет, с точки зрения спрашивающих, никакой личной заинтересованности. В объективности и беспристрастности отвечающих они убеждены.
Изучение взаимоотношений в семьях показывает, что даже там, где нет отчуждения и дистанции между родителями и детьми, такое невозможно: как бы отец или мать ни хотели поставить себя в позицию постороннего, объективно рассуждающего человека, ничего из этого не выйдет. И не потому, что тот или иной опытный и умный родитель не сумеет этого сделать. Не так уж трудно построить разговор с ребенком в таком рассудительном, объективном тоне. Сложность состоит в том, что ребенок не поверит и не примет даже мысли о возможности такого беспристрастного, незаинтересованного подхода. Ведь вся жизнь семьи, все отношения между ним и взрослыми определялись любовью, заботой, обеспокоенностью, заинтересованностью. Каждая минута жизни людей в семье пронизана отношениями взаимозависимости, от которых никто не освобожден и быть освобожденным не может. Именно эти взаимоотношения обуславливают взгляд членов семьи друг на друга.
А это значит, что к косвенному влиянию должны сознательно прибегать все родители. И если это касается даже семей, в которых сложились хорошие, теплые взаимоотношения, то тем более относится к семьям, в которых отношения осложнены.