Как научить ребёнка правилам?

Как  научить ребёнка правилам?   

 Как помочь детям овладеть приемами умственной работы? Прежде всего – вовлечь их самих в создание этих приемов. Активно участвуя в такой работе, дети будут усваивать их естественно и осознано. Как это делать? Предложим школьнику игру в «составлении инструкций». Введение в эту игру может быть примерно такое. В окружающем нас мире много сложных и интересных приборов и аппаратов: телевизоры, холодильники, пылесосы, кинокамеры. Но они становятся нашими друзьями только тогда, когда мы умеем правильно обращаться с ними. Если же мы делаем что-нибудь неправильно, наши друзья перестают нам служить. А как научиться правильному обращению? Для этого каждый прибор снабжен специальной инструкцией. Если делать все в точности так, как говориться в инструкции, любой исправный прибор или аппарат будет служить надежно и долго. Если что-то названное в инструкции вы перепутаете или пропустите, ничего хорошего из этого не выйдет.

Рекомендации по обучению детей

Для работы с грамматическими правилами тоже можно составить точные инструкции. Если вы их хорошо составите и будете точно соблюдать, правила будут служить вам, как верные друзья. Если что-нибудь пропустите или перепутаете – не миновать ошибок!

Если школьник сумеет, хотя и при вашей помощи составить такую инструкцию из двух или трех действий, примерно такую, как « программа» для решения задачи «НЕ с глаголами» - можно с большим основанием надеяться, что он не забудет какую-то часть правила и не упустит из виду, как его нужно применить.

Но этого недостаточно. Когда инструкция готова, надо проверить, может ли школьник выполнить каждый ее пункт. Прежде всего, до начала работы с инструкцией, надо проверить, отличает ли школьник данную часть речи от других частей, не путает ли с чем-то сходным, «видит» ли в общем потоке речи. В большинстве случаев школьники хорошо различают глаголы, если их показывать или называть не в тексте, а «по одному словечку». Однако некоторые дети могут путать с глаголами существительные, обозначающие действия, такие, как «бег» или «ходьба» , не считать глаголами такие слова, как «лежать» или «молчать», поскольку эти слова не обозначают действия. В тексте же дети могут «не заметить» любой глагол, особенно «коротенький», вроде «петь» или «быть». Поэтому первая цель тренировки – научить школьника безошибочно узнавать глаголы в любом тексте. Тексты можно брать разные, но чем занимательнее, чем веселее они будут, тем лучше.

Делать такую работу лучше всего на слух: вы читаете детям текст, а они называют нужные слова. Так они привыкнут лучше работать «в уме», чем видя текст перед глазами. Следующий этап тренировки – найти в тексте на слух глаголы с НЕ.

Если школьник «без потерь» умеет найти в тексте нужную часть речи, то у него есть необходимый фундамент для усвоения правила и соответствующих этому правилу приемов-инструкций.

В ходе дальнейшей тренировки постарайтесь закреплять у детей умение различать глаголы употребляющиеся и не употребляющиеся без НЕ. Для этой цели пригодны такие формы работы, как выборочный диктант: вы читаете детям предложения, а они выбирают из них только глаголы с НЕ и выписывают в один столбик те, которые могут употребляться без НЕ, а в другой – те, которые не могут.

Когда школьник овладеет всеми нужными для решения грамматической задачи действиями и привыкнет их применять, можно считать, что «инструкция» усвоена. 


Возврат к списку