Печальная уверенность, что правила не помогают, живет в сознании огромного числа школьников. Даже тем детям, которые не «зазубривают» правила, а осознанно их усваивают, могут свободно изложить и подтвердить собственными примерами, далеко не всегда удается избежать ошибок.
Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему школьнику одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются.
Применение правила при письме
Применение правила при письме – это своего рода грамматическая задача. Чтобы решить эту задачу, школьник примерно так же, как и в математике, должен понять, сколько в ней действий и что спрашивается в каждом действии. Эта последовательная система действий в уме – так называемых умственных операций – называется приемом умственной работы. Умение пользоваться приемами умственной работы – необходимое условие быстрого и точного применения правил. Если школьник не владеет такими приемами, правила останутся для него «мертвым грузом». Приведем пример такой грамматической задачи на правило о правописании НЕ с глаголами. Какие действия должен совершить школьник, чтобы решить ее? Например, чтобы написать глаголы не нашел и ненавидел?
Действие первое: употребляется ли этот глагол без НЕ?
Часть школьников решает эту задачу сразу, непосредственно «схватывая» ответ: нашел – употребляется без НЕ, значит, пишу отдельно. Навидел – не употребляется. Пишу слитно.
Другой части детей, работающих медленнее, необходимо проделать действие второе: мысленно отделить НЕ от глагола и посмотреть что из этого получится. Такие дети должны еще некоторое время «покрутить» перед мысленным взором полученное «навидеть», чтобы верно решить задачу.
Механизм применения правила
Итак, прием умственной работы для решения задачи «НЕ с глаголами» можно сформулировать следующим образом:
1. Определяю, употребляется ли глагол без НЕ.
2. Если да, пишу частицу раздельно.
3. Если нет, пишу частицу слитно.
Как будто бы нехитрая наука, ясная нам, взрослым, и без такого развернутого хода рассуждений. Но для детей здесь немало трудных моментов. Если правило включает не одну мысль, а две или три, одна из них частенько оказывается забытой. Если правило имеет исключение, то может быть либо забыто исключение, либо, что еще интереснее, в памяти остается только исключение, а само правил забывается. Не верите? Давайте проверим. Помните ли вы такую «обойму» исключений: уж, замуж, невтерпеж? Конечно, помните! А из какого правила эти исключения? Ручаемся, что большинство из вас этого не вспомнит. У детей такие «упущения» бывают сплошь и рядом. Поэтому некоторые школьники применяют правила в неполном виде, или знают их целиком, но применяют не полностью, а, бывает, не применяют вообще, так как не могут, или не хотят, или не привыкли пользоваться необходимым приемом умственной работы.