Решение проблем с речью

Решение проблем с речью.jpg

В предыдущей статье мы начали рассказывать о речевых проблемах развития. В этой статье обсудим ряд вопросов, связанной с этой проблемой. Например: Как не допустить недоразвитости речи у ребенка?

Прежде всего не упускать времени, не ждать, что речь выправится сама собой. С самого раннего возраста в 1,5 -2 года, если обнаруживаются хотя бы незначительные отклонения в развитии речи, следует позаботиться о ее выправлении. Вначале обследуйте ребенка в детской поликлинике (у педиатра, психоневролога, логопеда), а затем в соответствии с их рекомендациями приступайте к устранению дефекта. Для этого вовсе не нужно создавать каких-то особых условий. Работа над речью должна идти на фоне повседневной жизни ребенка – в игре, на прогулке, при одевании, во время обеда и т.д. Содержание этой работы, разумеется во многом предопределено степенью речевого недоразвития. Однако есть некоторые общие закономерности, которые надо учитывать в любом случае. Ребенка необходимо постоянно снабжать, вооружать образцами, моделями речевых высказываний. Разумеется, эти образцы должны опираться на те реальные, типичные ситуации, с которыми встречается ребенок, на его жизненный опыт. Усвоение образцов должно идти вместе с выработкой умения сравнивать, обобщать, наблюдать явления окружающей среды.

Занятия с малышами не могут быть чисто словесными. Их надо вести с постоянной опорой на предметы, на действия с ними. Важно, чтобы эти предметы (игрушки, картинки) были привлекательны, красочны, вызывали желание поиграть с ними.

У детей-алаликов резко снижена речевая активность, они упорно не желают говорить. Придется потратить не мало сил, чтобы заставить ребенка общаться с помощью речи.

Этапы занятия с проблемным ребенком

Остановимся более подробно на этапах обучения. Первый этап. Задача – вызвать у детей потребность в речевом общении, развить у них конкретные представления об окружающих предметах и явлениях, понимание тех слов, которые отражают знакомую детям действительность. Одно из важнейших условий успешности обучения - формирование потребности подражать. Идея эта реализуется через многие виды занятий: дидактические игры, рисование, лепку, труд, музыкально-ритмические занятия, прогулки. Подражание помимо всего прочего подготавливает речевой аппарат к произнесению более сложных звуков.

Развивать понимание речи можно, скажем, с помощью таких приемов: «Покажи куклу, стол, санки», «Принеси мяч, дай хлеб», «Одень куклу – раздень куклу, открой дверь – закрой дверь». В игре со взрослыми у детей появляется желание повторить действие, услышанное слово ( например, мячик падает – «бах!»; мячик прыгает – «скок, скок»).

Рекомендуются упражнения по различию слов, сходных по звучанию, но имеющих разный смысл (выставляются игрушки или картинки: мальчик Вова, девочка Вава, собачка Авва. «Покажи где Вова? где Вава? где Авва?»).

Глаголы, обозначающие противоположные действия, усваиваются легче и быстрее. Учитывая это, и надо сгруппировать слова для занятий в такие пары (застегни пальто – расстегни пальто. Закрой дверь – открой дверь).

Ждать на первых порах разговорчивости от ребенка, понятно, не приходится. Поначалу достаточно, если ребенок даст лишь утвердительный или отрицательный ответ на предлагаемый вопрос; и сами занятия строятся в виде серии таких вопросов и ответов. Затем постепенно переходят к диалогу.

На этом этапе родители большое внимание должны уделять развитию словаря. Рекомендуются следующие темы: «Игрушки», «Пища, «Рисовальные принадлежности» и т.п.

Значение каждого слова осваивается со всех сторон: называется предмет, ребенок (если может) повторяет слово, демонстрируются действия с этим предметом, учат различать его признаки (цвет, величину, вкус).

В этот же период детей учат строить простейшие словосочетания типа: папа и мама, Маша и Вова; отвечать однословно на вопросы по картинкам: Что делает Маша? – Играет. Что делает петух? – Бежит.

Второй этап обучения. Продолжается интенсивная работа по развитию понимания речи, по активизации словаря. Основная задача этого периода состоит в том, чтобы научить детей правильно строить простые предложения (Мальчик спит. Девочка стоит); произносить ударный слог в слове.

Для пополнения словаря и развития разговорной речи используются обычные занятия ребенка: рисование, лепка, изготовление поделок из бумаги, игры, самообслуживание. Важным принципом обучения является, если так можно сказать, опора на смысловую сторону речи, поэтому в разговорную речь ребенка вводятся только те слова, которые он хорошо понимает. На втором этапе можно начинать работу по элементарному словообразованию. От основ хорошо знакомых слов дети должны образовывать слова с уменьшительно-ласкательными значениями: стол – столик, дом – домик.

По подражанию следует учить правильно произносить звуки.

Третий этап обучения. Основная его задача – развить у ребенка связную речь путем практического вооружения его способами словоизменения и словообразования, а также дальнейшего расширения словаря.

Обогащение и расширение словаря осуществляется по темам: «Труд людей», «Жизнь зверей и птиц», «Овощи и фрукты», «Мебель», «Транспорт» и т.д. В речь детей вводятся прилагательные, местоимения, наречия. Большое место на этом этапе занимает работа по формированию конкретных и обобщенных понятий.

Связная речь формируется следующими методами:

- рассказы детей о своих играх и занятиях;

- ответы на вопросы по сюжетным картинкам;

- беседы по прочитанному рассказу;

- рассказывание с предварительным разбором содержания по картинкам.

Очень важно, чтобы ребенок усвоил однокоренные слова и способы их образования: это расширяет его словарь, дает ему практические навыки морфологического анализа слова.

Работа над речью, как и на предыдущих этапах, идет и по ходу обычной, повседневной жизни ребенка, и на специально организованных ежедневных занятиях, продолжительность которых 20-30 минут.

Преодоление речевого недоразвития – дело долгое и трудное. И от родителей требуется настойчивость, терпение, большое желание помочь ребенку. Если же старания не достигают успеха, то малыша следует поместить в логопедические ясли или детский сад, где наряду с обычным воспитанием ведется большая работа по речевой коррекции.


Возврат к списку