К пяти годам большинство ребят уже практически усваивают все языковые сложности. Однако не бывает правил без исключений. Приближается школьная пора, а ребенок по-настоящему не умеет говорить…
Недоразвитие речи (алалия) – это форма речевой патологии, при которой нарушается формирование всех слагаемых речи: произношения, словаря, грамматического строя, понимания слова. Интеллект и слух при этом остаются нормальными.
Недоразвитие речи вызывается микропоражением отдельных участков (речевых зон) коры головного в период внутриутробного развития, мозга. Это поражение происходит при родах или в раннем детстве.
В результате поражения, вызванные болезнью или травмой, созревание нервных клеток речевых зон (лобной и височной долей) коры головного мозга запаздывает, и отдельные клетки, управляющие становлением речи, оказываются недоразвитыми.
Признаки проблем с речью
Каковы же признаки речевого недоразвития? Они многообразны и зависят от места, глубины, времени поражения мозга, от возраста ребенка. У одних детей речь задерживается на стадии лепета, у других – достигает уровня развернутого высказывания. Но можно выделить и общие признаки: ребенок усваивает звуки и слова гораздо позднее и медленнее, чем обычно, чрезвычайно трудно формируется грамматический строй; в разговорную речь почти не включаются предлоги и союзы; наблюдаются сплошны ошибки в употреблении рода и числа.
Мысли ребенка перерастают его речевые возможности. Крайне тяжелые затруднения испытывают дети с речевым недоразвитием при овладении чтением и письмом. Без логопедической помощи учащиеся не усваивают программный материал и попадают в число хронически неуспевающих.
Степени речевого недоразвития
Условно речевое недоразвитие делят на три степени. Первая степень. Дети в 5-6 лет когда в норме речь уже практически сложилась имеют ограниченный запас слов, звуки произносят искаженно, общаются жестами, звукоподражаниями. Вместо дедушка, говорят «де», машина поехала – «би-би». Названия предметов они заменяют словами-действиями: самолет – «летай», кровать – «пать». Бедность активного словаря приводит к тому, что разные предметы и действия дети обозначают одним словом, не различают сходные по звучанию слова и фразы («рамка» - «марка», «деревья» - «деревня»; «возьми карандаш» и «возьми карандаши»). Об употребление предлогов, изменении слов по родам и числам и говорить не приходится. При первом знакомстве такие дети часто напоминают умственно отсталых. Однако плохоговорящие малыши не имеют интеллектуальных дефектов.
Вторая степень. Дети обладают большими речевыми возможностями, чем в первом случае; они прибегают не только к мимике и жестам, но и к отдельным словам, даже фразам. Вот, например, как ребенок составил рассказ по картинке «Два козлика». «Ижая уска дашечка. Козики дустрета и начеса бадася. Бадаиси, бадаиси, упа воду» (Лежала узкая дощечка. Козлики идут на встречу и начали бодаться. Бодались, бодались и упали в воду).
Пример наглядно показывает, что запас общеупотребительных слов здесь больше; некоторые слова легко узнаются, видно стремление построить связный рассказ. Однако недоразвитие речи проявляется во всей полноте: налицо дефекты произношения, нарушение структуры слова.
У детей со второй степенью речевого недоразвития слова-действия заменяются словами-предметами, на которые действие направлено, например: «хлеб» вместо «режет». Употребляют предлоги там, где они не нужны: «Я играла с мячику». Понимание речи на слух более устойчиво. Но резко бросаются в глаза дефекты произношения, особенно звуков с, з, ц, ч, ж, л, р, б, д, г. При произношении многосложных слов отмечается выпадение отдельных звуков: вилка – «вика», банка – «бака». Более сложные слова искажаются до неузнаваемости: милиционер – «аней», «мытате». Часто звонкие звуки произносятся, как глухие: баба –«папа», белка – «пелка»; твердые как мягкие: пыл – «пил», угол – «уголь».
Третья степень. У детей не замечается явных дефектов в лексике, звукопроизношении, грамматическом строе речи. Это и дает основание родителям зачастую не тревожиться за судьбу ребенка. Однако это успокоенность преждевременна. Придя в школу, ребенок начинает вдруг испытывать большие трудности в овладении грамотой. И когда анализируют причины этих трудностей, обнаруживается, что картина внешнего благополучия была во многом ложной: ребенок плохо владеет законами словообразования, не усваивает грамматические правила или не в силах применять их на практике; его запас слов заметно меньше нормального. Выход может быть один – довести речевую готовность до необходимого уровня. Но решить эту задачу, не отставая от программы и одновременно «подтягивая тылы», нелегко: слишком большая нагрузка на ученика. Более простой выход – это специальная логопедическая школа, но они есть далеко не везде. Поэтому самое лучшее – принять все меры ликвидации речевого недоразвития еще до школы.