Развитие навыков сравнения

Развитие навыков сравнения

В предыдущей статье мы начали вести разговор о том, что надо учить детей сравнению предметов. На первый взгляд это кажется бесполезным занятием. Но при более тщательном изучение становится ясно, что сравнение - это очень сложный логический и аналитический процесс работы нашего мозга. И чем ребенок быстрее освоит правильный механизм сравнения тем быстрее будет его будущее развитие. Этот механизм поможет улучшить процесс запоминания и понимание материала, и в будущем поможет лучше понимать объективность происходящих вокруг него явления. Чем быстрее ребёнок сам сможет понимать, что такое хорошо, и что такое плохо путём сравнения, тем лучше для него и его родителей.

Признаки для сравнения

Наблюдая предметы и явления, дети замечают в них гораздо меньше признаков, чем взрослые. Вы можете легко убедиться в этом, предложив вашему сыну или дочери рассказывать, что изображено на какой-либо художественной фотографии или репродукции. Школьник увидит на ней и сумеет назвать гораздо меньше предметов и деталей, чем вы. Между тем достаточно небольшой помощи, намека, наводящего вопроса взрослого – ребенок обычно быстро «схватывает» то, что упустил сначала: умение определять признаки предметов в значительной мере поддается тренировке. О необходимости такой систематической тренировки много писал К.Д. Ушинский. Один из разделов книги он специально посвятил тому, какие у предмета могут быть признаки. В этом разделе, построенном в форме беседы, отец рассказывает сыну, что признаками могут быть цвет предмета, запах, величина, вкус, вес, форма, положение в пространстве, отнесенность к определенному времени («вчерашний обед может быть совершенно похож на сегодняшний, и мы им сыты не будем»). Отец называет сыну и такие признаки, как состояние, действие предмета, его назначение. Ушинский рекомендует постоянно упражнять детей в перечислении признаков предметов.

Упражнения на сравнения

Кстати, такие упражнения могут стать увлекательной домашней игрой: кто заметит и назовет больше признаков, особенностей и возможных способов применения окружающих нас предметов? Такая игра помогает развитию наблюдательности, более глубокому пониманию окружающего. Умение же увидеть в предмете что-то новое, не бросающееся сразу в глаза, или придумать вещи какое-то новое применение связано с развитием оригинального, творческого мышления.

Этапы сравнения

Итак, первый этап в процессе сравнения – это определение признаков предмета. Второй – это выбор основания для сравнения. Неумение выделить признаки, которые могут быть основанием для сравнения, - одна из причин путаницы и учебных действиях школьника. Если школьник умножает скорость автобуса на число пешеходов, складывает вес фруктов с уплаченными за них деньгами или вычитает количество аквариумов из количества плавающих в них рыбок, это происходит потому, что он не выделил признаков, на основании которых можно было бы сопоставить данные в условии задачи предметы. Этот же недостаток отчетливо виден в сочинениях старшеклассников, когда требуется сравнивать литературных героев. В таких работах школьники нередко просто описывают сначала одного героя, потом другого, даже не выделяя признаков, по которым можно провести сопоставление, а затем определить различие или сходство между героями.


Возврат к списку