Учите детей сравнивать

Учите детей сравнивать

На современного ребенка щедро изливают свои причудливые волны потоки самой разной информации. Кино, радио, телевидение, чтение книг, общение со взрослыми, непосредственные наблюдения – увеличивает ли вся эта масса впечатлений реальные знания об окружающем мире или только хаос в детской голове? Можно поставить вопрос несколько иначе: 

при каких условиях потоки информации «перевариваются» в сознании ребенка в полноценные знания, а не остаются «кашей»?

Таким необходимым условием является умение анализировать и систематизировать поступающие впечатления и сведения, умение находить в потоке явлений и факторов связи и закономерности. Обладают ли дети такой способностью к систематизации? Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что способность эта не дана от природы; без специального обучения она развивается явно недостаточно. Чем меньше возраст и чем ниже уровень умственного развития ребенка, тем хуже он устанавливает связи между явлениями окружающего мира. И даже старшие школьники нередко путают отношения причины, следствия, условия, цели. Так называемая «нахватанность» не помогает. Не само обилие впечатлений, а внутренний «сортировщик» определяет количество и качество духовных приобретений человека. Школьник, умеющий осмыслить и систематизировать поток информации, найдет в нем могучий источник умственного развития, не умеющий – будет то и дело попадать в водовороты, захлебываться и пускать пузыри.

В виде готовой системы ребенок получает только школьные знания. Однако и для их усвоения нужно уметь систематизировать, устанавливать связи между фактами, положениями, явлениями. Иначе от самого идеально построенного изложения в голове ученика может остаться первозданный хаос.

Как же научить детей вносить порядок в поток сведений и впечатлений? 

Как помочь им систематизировать то, что они узнают? Как развить в них умение устанавливать отношения и связи между самыми разнородными фактами? Один из чрезвычайно важных путей развития такого умения у ребенка – это обучение его искусству сравнивать.

Между тем, как показывают исследования и педагогическая практика, сравнение очень затрудняет детей. От чего же зависят эти трудности? Рассмотрим вопрос развития навыков сравнения у детей.

Представим себе процесс сравнения в виде цепочки действий

 Сначала необходимо как можно более полно установить признаки сравниваемых предметов. Во-вторых, надо среди этих признаков выделить те, что могут быть основанием для сравнения. В-третьих, надо сопоставить сравниваемые предметы именно по выделенным признакам, не сбиваясь ни на какие другие. Затем надо определить сходство и различие между предметами выражено более ярко, нужно не упустить из вида их сходство, не забыть отметить и различие.

Каждое действие в этой цепочке представляет для детей свои трудности. Прежде всего достаточно полный учет признаков предметов уже сам по себе нелегок: дети подчас воспринимают одни признаки и совсем упускают из виду другие, иногда очень существенные. Приведем характерное свидетельство психолога: «Можно ли сравнивать апельсин и мяч?», «Нет, нельзя, - следует ответ. Потому что апельсин мы едим, а мяч, он катится». Или: «Мяч, он резиновый и прыгает, а апельсин с кожей, а внутри мягкий, там дольки и косточки».

Не выделив у мяча и апельсина признака «круглый», дети (первоклассники и второклассники) не смогли произвести сравнение.


Возврат к списку